Эукариоты и прокариоты

Эукариоты и прокариоты

Объясните значение понятий прокариота и эукариота. Завершите предложение. Прокариотическими клетками представлены-_______________, а эукариотическими__________. Признаки сходства всех живых организмов.:_____________

Ответ оставил Гость

….. бактерии, а эукариотическими- растения, животные, грибы.
Все живыесистемы — это открытые системы, т.е.они обмениваются веществом и энергией с другими системами. Строятся напринципах иерархичности (соподчиненности) и эмерджентности (появление у системыновых свойств, которые отсутствовали у ее элементов).
Особенности химического состава. Всостав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объектынеживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживомнеодинаково. Метаболизм. Все живые организмы способнык обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые дляпитания, и выделяя продукты жизнедеятельности.
В неживой природе — обменвеществами. Они просто переносятся с одного места на другое .В живой- обмен веществ обеспечивает гомеостаз организма— саморегуляция, Единый принцип структурной организации. Всеживые организмы, к какой бы систематической группе они ни относились, имеютклеточное строение. Репродукция. На организменном уровне самовоспроизведениеили репродукция, проявляетсяв виде бесполого или полового размножения особей. Размножение – это свойство организмовпроизводить себе подобных.
В основе самовоспроизведения лежатреакции матричного синтеза, Наследственность. Наследственность заключается вспособности организмов передавать свои признаки, свойства и особенностиразвития из поколения в поколение Изменчивость – это способность организмовприобретать новые признаки и свойства, в основе которой лежат изменениябиологических матриц.
Рост и развитие. Раздражимость- свойство избирательно реагировать на внешние воздействия. Дискретность – всеобщее свойство материи.Это означает, что отдельный организм или иная биологическая система (вид,биоценоз и др.) состоит из отдельных изолированных, т.е. обособленных илиотграниченных в пространстве, но тем не менее тесно связанных ивзаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Авторегуляция. Этоспособность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условияхокружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава иинтенсивность течения физиологических процессов – гомеостаз. Ритмичность. Периодические изменения вокружающей среде оказывают глубокое влияние на живую природу и на собственныеритмы живых организмов.

Оцени ответ

Урок по биологии на тему «Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты» (10 профильный класс).

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.

(10 профильный класс)

Цели урока:

Образовательная: создать представление о двух уровнях клеточной организации; научить различать клетки по составу органоидов; обеспечить усвоение знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности прокариот.

Развивающая: совершенствование навыков чтения схемных рисунков; умений самостоятельно получать информацию из учебника; навыков критического мышления; умений пользоваться лабораторным оборудованием; навыков сравнения, сопоставления, обобщения; овладение методикой постановки биологического эксперимента.

Воспитательная: гигиеническое воспитание, перенести знания о клетке в область знаний о сохранении здоровья человека.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты, таблицы, иллюстрирующие строение и разнообразие клеток.

Ход урока:

Учитель: Для начала мы мысленно перенесёмся в очень далёкое прошлое вместе с героем фантастической повести Клиффорда Саймака «Кто там, в толще скал?»

Слово за кадром: Дышать было трудно…. Кислорода ещё хватало, хотя и с грехом пополам, из-за этого он дышал гораздо чаще. Отступи он в прошлое ещё на миллион лет – кислорода перестало бы хватать. Всмотревшись в береговую кромку, он приметил, что она населена множеством крохотных созданий, снующих туда-сюда, копошащихся в пенном прибрежном соре или сверлящих булавочные норки в грязи… Перед ним была первая жизнь. Эти существа ещё не были способны оторваться от подола ласковой матери – воды. Здесь происходило многое, что даст себя знать в грядущем, но происходило тайно. Снующие козявки и осклизлый налёт на скалах – отважные в своём неразумении предвестники далёких дней – внушали почтение.

Проблемно-поисковый этап.

Учитель:Этот текст оказался на ваших столах не случайно. Как вы думаете, о каком эволюционном событии идёт речь? (архейская эра, возникновение первых живых организмов – прокариот…).

Учитель: Прошло 3,5 млрд. лет. Возникло огромное многообразие форм жизни. В какие царства живой природы можно объединить живые организмы? (растения, животные, грибы, бактерии).

Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано? (Клетка. Доказано в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток).

Каково же научное и практическое значение клеточной теории? (Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов).

Мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Сходны по строению, составу и процессам жизнедеятельности.

Чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы? (Гипотеза: причиной многообразия являются различия в строении клеток. И главное отличие – наличие или отсутствие ядра).

Какие типы клеток вы знаете? (прокариотические и эукариотические). Учащиеся формулируют тему урока и цель исследования: Различие в строение клеток прокариот и эукариот.

Какие задачи должны быть решены сегодня на уроке для подтверждения этой гипотезы?

Учащиеся предполагают: Задачи: 1. Выявить характерные признаки прокариот и эукариот. 2. Сравнить клетки прокариот и эукариот.

Организуется работа в группах: (Выполнение практических работ).

Задание для 1-й группы:

Практическая работа «Изучение растительной клетки в сравнении с прокариотической клеткой».

Оборудование: микроскопы, готовый микропрепарат растительной клетки, текст учебника.

Цель: 1) развивать умение рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, находить особенности строения клеток растений, сравнивать между собой растительную и прокариотическую клетку; 2) закрепить умение выполнять биологические рисунки.

Ход работы:

  1. Настройте микроскоп.

  2. Рассмотрите микропрепарат растительной клетки, обратите внимание на внешние особенности клеток. Какие части клетки обнаружили?

  3. Зарисуйте в тетради и на доске 1-2 клетки.

  4. Укажите органоиды, видимые в микроскоп. Помните, что рисунки выполняются карандашом, части клетки указываются стрелкой с цифрой, а подписи располагаются ниже или сбоку от рисунка.

  5. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Зарисуйте схематически в тетради и на доске прокариотическую клетку. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?

  6. Заполните таблицу ставя «+», «-«

Структуры клетки

Прокариотическая
(бактериальная)

Эукариотическая

растительная

животная

Плазматическая мембрана

Клеточная стенка

Цитоплазма

Ядро

Рибосомы

Митохондрии

Эндо-плазматическая сеть (ЭПС)

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Пластиды

Вакуоли

Задание для 2-й группы:

Практическая работа «Изучение животной клетки в сравнении с прокариотической клеткой».

Оборудование: микроскопы, готовый микропрепарат животной клетки, текст учебника.

Цель: 1) развивать умение рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, находить особенности строения клеток животных, сравнивать между собой животную и прокариотическую клетку; 2) закрепить умение выполнять биологические рисунки.

Ход работы:

  1. Настройте микроскоп.

  2. Рассмотрите микропрепарат животной клетки, обратите внимание на внешние особенности клеток. Какие части клетки обнаружили?

  3. Зарисуйте в тетради и на доске 1-2 клетки.

  4. Укажите органоиды, видимые в микроскоп. Помните, что рисунки выполняются карандашом, части клетки указываются стрелкой с цифрой, а подписи располагаются ниже или сбоку от рисунка.

  5. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Зарисуйте схематически в тетради и на доске прокариотическую клетку. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?

  6. Заполните соответствующие графы таблицы ставя «+», «-«

Структуры клетки

Прокариотическая
(бактериальная)

Эукариотическая

растительная

животная

Плазматическая мембрана

Клеточная стенка

Цитоплазма

Ядро

Рибосомы

Митохондрии

Эндо-плазматическая сеть (ЭПС)

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Пластиды

Вакуоли

Совместно с учащимися формулируется вывод:

Прокариоты, это ……., не имеющие оформленного….. и многих ……. (ЭПС, аппарата Гольджи, …………). Наследственная информация хранится в ……- кольцевой молекуле …

Организуется работа в группах с научным текстом по вопросам:

Многообразие бактерий:

  1. По форме клетки:

  1. Кокки (шарообразные): 1 – стафилококки; 2- диплококки, 3 – стрептококки.

  2. Палочковидные: (бацилла)

  3. Спириллы,

  4. В виде запятой – вибрионы

  1. По типу дыхания:

бактерии

анаэробы

(живут при отсутствии атмосферного кислорода)

аэробы

(дышат с использованием кислорода атмосферы)

  1. По способу питания:

бактерии

сапрофиты

бактерии гниения

бактерии брожения

Автотрофные

(синтезируют из неорганических веществ органические)

Гетеротрофные

(используют для питания готовые органические вещества)

фотосинтетики

зеленые

пурпурные

хемосинтетики

железобактерии

серобактерии

нитрифицирующие бактерии

паразиты

холерный вибрион

столбнячная палочка

Учитель: Происхождение прокариот науке доподлинно неизвестно. Предлагаю провести научную дискуссию о происхождении первых эукариот.

(Класс был разбит на 2 группы. Представители каждой группы в кратком выступлении изложат суть той или иной точки зрения на каждую из обсуждаемых проблем, а затем ответят на вопросы, замечания, возражения как своих научных «противников», так и всех присутствующих в классе. Проблема происхождения мембранных органоидов и ядра эукариотической клетки относится к наиболее актуальным дискуссионным темам современной цитологии. Для решения этой проблемы учащимся предложено несколько различных гипотез). Познакомимся с двумя важнейшими из них.

Аутогенная гипотеза происхождения эукариотической клетки

Выступление представителей первой группы учащихся

Первые эукариоты появились на Земле 1,1–1,4 млрд лет назад (в протерозойскую эру). Это было следующим важнейшим рубежом в докембрийской эволюции после возникновения фотосинтеза. Аутогенная, или сукцессионная, гипотеза утверждает, что сложная эукариотическая клетка развилась прямо из прокариотической: в результате впячивания плазматической мембраны с последующей ее перестройкой для выполнения тех или иных функций возникли важнейшие органоиды. А такие сложные органоиды, как митохондрии и пластиды, ведут свое начало от имеющихся у прокариот внутриплазматических мембранных структур трубчатого строения.

Вопрос:

  1. Чем подтверждается подобная точка зрения? Есть ли переходные формы, т.е. прокариотические клетки с «зачатками» органоидов эукариот?

Ответ. Среди ныне живущих организмов подобных реликтовых форм нет. Но вспомним о наличии в клетках бактерий мезосом. Вполне возможно, что именно на основе мезосом постепенно возник и дифференцировался мембранный комплекс, давший начало различным органоидам эукариотической клетки.

  1. Известно, что биохимический состав ряда органоидов, в частности митохондрий и хлоропластов, сильно отличается от состава плазматической мембраны цитоплазмы. Разве это не указывает на их происхождение не от исходной клеточной мембраны?

Ответ. Действительно, белковый состав митохондрий и хлоропластов своеобразен. Но это своеобразие могло быть вторично приобретенным, могло стать результатом приспособленности к выполнению этими органоидами определенных функций.

Учитель: Выслушаем доводы сторонников симбиогенного происхождения эукариот и определим, какая гипотеза более популярна.

Симбиогенная гипотеза происхождения эукариотической клетки

Выступление представителей второй группы учащихся

Симбиогенная гипотеза исходит из того, что эукариоты представляют собой результат симбиоза между различными прокариотами. Согласно этой гипотезе, первичная клетка крупной прокариотической бактерии, вступив в симбиоз с клетками сине-зеленых водорослей, приобрела пластиды. Симбиоз с гетеротрофными прокариотическими клетками привел к их преобразованию в митохондрии. Некоторые клетки, будучи гетеротрофами, захватывали других, более мелких бактерий, которых они по неизвестным причинам не переваривали. Захваченные мелкие клетки прокариот были способны поглощать кислород. Это свойство было выгодным фактом для клетки, поглотившей бактерию, так как давало ей гораздо больше энергии, аккумулированной в молекулах АТФ.

Вопросы

  1. Какие же доказательства приводятся в пользу симбиогенного происхождения пластид и митохондрий?

Ответ. Доказательства этой точки зрения следующие. 1. Митохондрии и хлоропласты окружены двойной мембраной. 2. Эти органоиды размножаются путем деления. 3. Митохондрии и хлоропласты имеют свой генетический материал, в котором закодированы только их собственные белки. 4. ДНК этих органоидов имеет кольцевую структуру, как у прокариот, а не линейную, как у эукариот. 5. Митохондрии и хлоропласты имеют свой собственный аппарат для синтеза РНК и белков, и их рибосомы больше похожи на прокариотические, чем на эукариотические. 6. Некоторые белки этих органоидов похожи по своей первичной структуре на аналогичные белки бактерий и не похожи на соответствующие белки цитоплазмы.

  1. Известно, что не все белки митохондрий и хлоропластов синтезируются по их собственной ДНК, часть белков этих органоидов закодирована в ДНК ядра. Как вы можете объяснить этот факт?

Ответ. Действительно, в собственной ДНК митохондрий и хлоропластов закодирована только часть их белков, а остальные закодированы в ДНК ядра клетки. По-видимому, в ходе эволюции происходило «перетекание» части генетического материала из геномов митохондрий и хлоропластов в ядерный геном. Геном хлоропластов более объемный, чем геном митохондрий, а геном митохондрий низших эукариот (например, дрожжей) более объемный, чем у млекопитающих, что косвенно подтверждает высказанное предположение.

  1. Как, согласно симбиогенной гипотезе, могло возникнуть ядро, окруженное двойной мембраной?

Ответ. Допускается, что и ядро развилось вследствие обособления ДНК из цитоплазмы путем впячивания плазматической мембраны и обволакивания ядерного вещества.

  1. Вы привели биохимические, генетические, электронно-микроскопические данные последних лет в пользу симбиогенетического происхождения клетки эукариот. Но существуют ли эволюционные реликты, так называемые живые ископаемые, указывающие на связи между прокариотами и эукариотами?

Ответ. Такие связи наблюдаются среди растительных и животных организмов. Например, свободноживущая амеба (пеломикса болотная) не имеет митохондрий, но содержит в себе симбиотические бактерии, которые обеспечивают ей дыхание.

Учитель: Мне кажется, что вопросов представителям второй группы было задано достаточно. Сторонники, какой гипотезы высказали, на ваш взгляд, более убедительные аргументы и какая гипотеза находит большее признание в науке? Действительно, симбиогенная гипотеза находит большое количество сторонников. Но следует помнить, что высказанные в пользу симбиогенной гипотезы соображения не имеют экспериментального подтверждения, поэтому ее нельзя считать теорией. На мой взгляд, важно помнить также, что симбиоз сыграл выдающуюся, но не единственную роль в возникновении эукариотической клетки. Важное значение в становлении эукариот имели и процессы саморазвития прокариотических клеток.

Домашнее задание:

  1. § 5.1

  2. Подумать и ответить на вопрос «Можно ли эритроциты человека, не имеющие ядра, считать эукариотическими клетками?».

  3. Написать эссе на тему «Бактерии в моей жизни».

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

2. Клетка как биологическая система

2.1. Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов — основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

Цитология — наука, изучающая строение, химический со­став, процессы жизнедеятельности и размножения клетки, а также ее происхождение и эволюцию

Дата

Событие

Около 1590 г.

3. Янсен изобрел микроскоп

1665 г.

Р. Гук описал биологические исследования, проведенные с использованием микроско­па. Применил термин «клетка»

1680 г.

А. ван Левенгук открыл одноклеточные ор­ганизмы и эритроциты; описал бактерии, грибы, простейших

1826 г.

К. Бэр открыл яйцеклетки птиц и животных

1831-1833 гг.

Р. Броун описал ядро в клетке

1838-1839 гг.

М. Шлейден и Т. Шванн обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную тео­рию: «Клетка — единица структуры и функ­ции в живых организмах»

1855 г.

Р. Вирхов дополнил теорию: «Клетка — единица развития живых организмов»

1887-1900 гг.

Усовершенствование микроскопа и методов фиксации и окрашивания. Цитология при­обретает экспериментальный характер

1931 г.

Э. Руске и М. Кноль сконструировали элек­тронный микроскоп

1946 г.

Начало широкого использования электрон­ного микроскопа в цитологии

2.2. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.

Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Кольцевая молекула ДНК бактерий не отделена от цитоплазмы мембраной, а находится в особой структуре — нуклеоиде. Молекула ДНК (хромосома) может быть не единственной — дополнительные маленькие кольцевые молекулы ДНК называются плазмидами. Плазмиды находят широкое применение в биотехнологии.

2.3. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

Содержание некоторых химических элементов в неживой природе и живых организмах, %

Органические вещества клетки могут быть представлены как относительно простыми молекулами, так и сложными. В тех случаях, когда сложная молекула (макромолекула) об­разована значительным числом повторяющихся более про­стых молекул, ее называют полимером, а ее структурные единицы — мономерами

Моносахариды классифицируют по количеству углеродных атомов (С3-С10), например пентозы (С5) и гексозы (С6). К пентозам относятся рибоза и дезоксирибоза. Рибоза (С5Н10О5) входит в состав РНК и АТФ. Дезоксирибоза (С5Н10О4) явля­ется компонентом ДНК. Гексозы (С6Н1206) — это глюкоза, фруктоза, галактоза и др.

В зависимости от количества остатков моносахаридов, вхо­дящих в состав олигосахаридов, различают дисахариды (два остатка), трисахариды (три остатка) и др. К дисахаридам от­носятся сахароза, лактоза, мальтоза и др. Сахароза (свек­ловичный сахар) состоит из остатков глюкозы и фруктозы. Лактоза, или молочный сахар, образована остатками глюко­зы и галактозы. Мальтоза (солодовый сахар) состоит из двух остатков глюкозы

Полисахариды

Крахмал

Целлюлоза

Состоит из двух поли­меров — менее развет­вленной амилозы и бо­лее разветвленного ами- лопектина. Мономером обоих является глюко­за. Основное запасное вещество растений в особенно больших коли­чествах накапливается обычно в семенах, пло­дах, клубнях, корневи­щах и других запасаю­щих органах растений

Основной опорный по­лисахарид тканей рас­тений. Мономером яв­ляется глюкоза. Неразветвленные молекулы целлюлозы формируют пучки, которые входят в состав клеточных сте­нок растений и некото­рых грибов. Является основой древесины. Хи­мически инертна и не растворяется ни в кис­лотах, ни в щелочах

Гликоген

Хитин

Запасной полисахарид животных и грибов, у человека в наиболь­ших количествах на­капливается в мышцах и печени. Мономером является глюкоза. Мо­лекулы гликогена еще более разветвлены

Мономерами являют­ся азотсодержащие са­хара. Входит в состав клеточных стенок гри­бов и панцирей членис­тоногих

Царства эукариотов.

Есть несколько вариантов деления эукариотов. Изначально все живые организмы делили только на растения и животных. Впоследствии выделили царство грибов, которые значительно различаются и от первых, и от вторых. Еще позже начали выделять слизевиков.

Слизевики – это полифилетическая группа организмов, которую некоторые относят к простейшим, но конечная классификация этих организмов до конца не классифицирована. На одной из стадий развития эти организмы имеют плазмодическую форму – это слизистое вещество, которое не имеет четких твердых покровов. В целом слизевики выглядят, как одна многоядерная клетка, которая видна невооруженным взглядом.

С грибами слизевиков роднит спороношения, которые прорастают зооспорами, из которых впоследствии и развивается плазмодий.

Слизевики являются гетеротрофами, способные питаться осмотрофно, то есть всасывать питательные вещества напрямую через мембрану, или эндоцитозом – забирать внутрь пузырьки с питательными веществами. К слизевикам относят акразиевые, миксомицеты, лабиринтуловые и плазмодиофоровые.

Отличия прокариот и эукариот

Все живые организмы на Земле делятся на две группы: прокариот и эукариот.

  • Эукариоты – это растения, животные и грибы.
  • Прокариоты – это бактерии (в том числе цианобактерии, они же «сине-зеленые водоросли»).

Главное отличие

У прокариот нет ядра, кольцевая ДНК (кольцевая хромосома) расположена прямо в цитоплазме (этот участок цитоплазмы называется нуклеоид).

У эукариот есть оформленное ядро (наследственная информация отделена от цитоплазмы ядерной оболочкой).

Дополнительные отличия

1) Раз у прокариот нет ядра, то нет и митоза/мейоза. Бактерии размножаются делением надвое («прямым» делением, в отличие от «непрямого» – митоза).

2) У прокариот рибосомы мелкие (70S), а у эукариот – крупные (80S).
3) У эукариот имеется множество органоидов: митохондрии, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, и т.д. Вместо мембранных органоидов у прокариот есть мезосомы – выросты плазматической мембраны, похожие на кристы митохондрий.

4) Клетка прокариот гораздо меньше клетки эукариот: по диаметру в 10 раз, по объему – в 1000 раз.

Сходство

Клетки всех живых организмов (всех царств живой природы) содержат плазматическую мембрану, цитоплазму и рибосомы.

Еще можно почитать

ВИДЕО: почитать не получится, придется смотреть

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ: Отличия прокариот и эукариот
ЗАДАНИЯ В ПО ЭТОЙ ТЕМЕ: Отличаем прокариот и эукариот
ЗАДАНИЯ С ПО ЭТОЙ ТЕМЕ: Отличия прокариот и эукариот

Тесты и задания

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют
1) рибосомы
2) цитоплазму
3) гликокаликс
4) митохондрии
5) оформленное ядро
6) цитоплазматическую мембрану

Ответ

1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен: 1) грибы, 2) бактерии
А) ДНК замкнута в виде кольца
Б) по способу питания — автотрофы или гетеротрофы
В) клетки имеют оформленное ядро
Г) ДНК имеет линейное строение
Д) в клеточной стенке имеется хитин
Е) ядерное вещество расположено в цитоплазме

Ответ

2. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: 1) Грибы, 2) Бактерии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образование микоризы с корнями высших растений
Б) образование клеточной стенки из хитина
В) тело в виде мицелия
Г) размножение спорами
Д) способность к хемосинтезу
Е) расположение кольцевой ДНК в нуклеоиде

Ответ

Выберите три варианта. Чем отличаются грибы от бактерий?
1) составляют группу ядерных организмов (эукариот)
2) относятся к гетеротрофным организмам
3) размножаются спорами
4) одноклеточные и многоклеточные организмы
5) при дыхании используют кислород воздуха
6) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

Ответ

1. Установите соответствие между характеристикой клетки и типом организации этой клетки: 1) прокариотический, 2) эукариотический
А) клеточный центр участвует в образовании веретена деления
Б) в цитоплазме находятся лизосомы
В) хромосома образована кольцевой ДНК
Г) отсутствуют мембранные органоиды
Д) клетка делится митозом
Е) мембрана образует мезосомы

Ответ

2. Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая
А) мембранные органоиды отсутствуют
Б) имеется клеточная стенка из муреина
В) наследственный материал представлен нуклеоидом
Г) содержит только мелкие рибосомы
Д) наследственный материал представлен линейными ДНК
Е) клеточное дыхание происходит в митохондриях

Ответ

3. Установите соответствие между признаком и группой организмов: 1) Прокариоты, 2) Эукариоты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие ядра
Б) наличие митохондрий
В) отсутствие ЭПС
Г) наличие аппарата Гольджи
Д) наличие лизосом
Е) линейные хромосомы, состоящие из ДНК и белка

Ответ

4. Установите соответствие между органоидами и клетками, которые их имеют: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) аппарат Гольджи
Б) лизосомы
В) мезосомы
Г) митохондрии
Д) нуклеоид
Е) ЭПС

Ответ

5. Установите соответствие между клетками и их особенностями: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) молекула ДНК кольцевая
Б) поглощение веществ путем фаго- и пиноцитоза
В) образуют гаметы
Г) рибосомы мелкие
Д) есть мембранные органоиды
Е) характерно прямое деление

Ответ

ФОРМИРУЕТСЯ 6. Установите соответствие между клетками и их особенностями: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) наличие обособленного ядра
2) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды

3) расположение наследственного материала только в замкнутой ДНК

4) деление путем мейоза
5) способность к фагоцитозу

Выберите три варианта. Бактерии, в отличие от шляпочных грибов,
1) одноклеточные организмы
2) многоклеточные организмы
3) имеют в клетках рибосомы
4) не имеют митохондрий
5) доядерные организмы
6) не имеют цитоплазмы

Ответ

1. Выберите три варианта. Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот
1) наличием нуклеоида в цитоплазме
2) наличием рибосом в цитоплазме
3) синтезом АТФ в митохондриях
4) присутствием эндоплазматической сети
5) отсутствием морфологически обособленного ядра
6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов

Ответ

2. Выберите три варианта. Бактериальную клетку относят к группе прокариотических, так как она
1) не имеет ядра, покрытого оболочкой
2) имеет цитоплазму
3) имеет одну молекулу ДНК, погруженную в цитоплазму
4) имеет наружную плазматическую мембрану
5) не имеет митохондрий
6) имеет рибосомы, где происходит биосинтез белка

Ответ

3. Выберите три варианта. Почему бактерии относят к прокариотам?
1) содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы
2) состоят из множества дифференцированных клеток
3) имеют одну кольцевую хромосому
4) не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий
5) не имеют обособленного от цитоплазмы ядра
6) имеют цитоплазму и плазматическую мембрану

Ответ

4. Выберите три варианта. Прокариотные клетки отличаются от эукариотных
1) наличием рибосом
2) отсутствием митохондрий
3) отсутствием оформленного ядра
4) наличием плазматической мембраны
5) отсутствием органоидов движения
6) наличием одной кольцевой хромосомы

Ответ

5. Выберите три варианта. Для прокариотной клетки характерно наличие
1) рибосом
2) митохондрий
3) оформленного ядра
4) плазматической мембраны
5) эндоплазматической сети
6) одной кольцевой ДНК

Ответ

СОБИРАЕМ 6:

А) отсутствие мембранных органоидов

Б) отсутствие рибосом в цитоплазме

В) образование двух и более хромосом линейной структуры
Выберите три варианта. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют
1) цитоплазму
2) ядро, покрытое оболочкой
3) молекулы ДНК
4) митохондрии
5) плотную оболочку
6) эндоплазматическую сеть

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. ВЫБЕРИТЕ НЕВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ. У бактерий отсутствуют
1) половые клетки
2) мейоз и оплодотворение
3) митохондрии и клеточный центр
4) цитоплазма и ядерное вещество

Ответ


Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке.
1) митоз, мейоз
2) перенесение неблагоприятных условий среды
3) перенос информации о первичной структуре белка
4) двумембранные органоиды
5) шероховатая эндоплазматическая сеть
6) мелкие рибосомы

Ответ

Выберите трёх представителей эукариот
1) обыкновенная амёба
2) дрожжи
3) малярийный паразит
4) холерный вибрион
5) кишечная палочка
6) вирус иммунодефицита человека

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе эволюции сформировались организмы разных царств. Какие признаки характерны для царства, представитель которого изображен на рисунке.
1) клеточная стенка состоит в основном из муреина
2) хроматин содержится в ядрышке
3) хорошо развита эндоплазматическая сеть
4) отсутствуют митохондрии
5) наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК
6) пищеварение происходит в лизосомах

Ответ


1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, НЕ используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Наличие митохондрии
2) Наличие кольцевой ДНК
3) Наличие рибосом
4) Наличие ядра
5) Наличие светового глазка

Ответ


2. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) замкнутая молекула ДНК
2) мезосома
3) мембранные органоиды
4) клеточный центр
5) нуклеоид

Ответ


3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) деление путем митоза
2) наличие клеточной стенки из муреина
3) наличие нуклеоида
4) отсутствие мембранных органоидов
5) поглощение веществ путем фаго- и пиноцитоза

Ответ


4. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) замкнутая ДНК
2) митоз
3) гаметы
4) рибосомы
5) нуклеоид

Ответ


5. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) есть клеточная мембрана
2) есть аппарат Гольджи
3) есть несколько линейных хромосом
4) есть рибосомы
5) есть клеточная стенка

Ответ


6сб. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеют линейные хромосомы
2) характерно бинарное деление
3) имеет эндоплазматическую сеть
4) образует спору
5) содержит мелкие рибосомы

Ответ

СОБИРАЕМ 7:
1) плазмида
2) дыхание в митохондриях
3) деление надвое

1. Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отсутствие в ней оформленного ядра
2) Наличие цитоплазмы
3) Наличие клеточной мембраны
4) Наличие митохондрий
5) Наличие эндоплазматической сети

Ответ

2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, характеризуют строение бактериальной клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие оформленного ядра
2) наличие лизосом
3) наличие плотной оболочки
4) отсутствие митохондрий
5) отсутствие рибосом

Ответ

3. Перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для характеристики прокариот. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) митоз
2) спора
3) гамета
4) нуклеоид
5) мезосома

Ответ

4. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания строения бактериальной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) неподвижная цитоплазма
2) кольцевая молекула ДНК
3) мелкие (70S) рибосомы
4) способность к фагоцитозу
5) наличие ЭПС

Ответ

Установите соответствие между признаком и царством: 1) бактерии, 2) растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
A) все представители прокариоты
Б) все представители эукариоты
B) могут делиться пополам
Г) есть ткани и органы
Д) есть фото и хемосинтетики
Е) хемосинтетики не встречаются

Ответ

Установите соответствие между признаками организмов и их царством: 1) бактерии, 2) растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) различные представители способны к фотосинтезу и хемосинтезу
Б) в наземных экосистемах превосходят все другие группы по биомассе
В) клетки делятся путем митоза и мейоза
Г) имеют пластиды
Д) клеточные стенки обычно не содержат целлюлозы
Е) лишены митохондрий

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. В прокариотических клетках реакции окисления происходят на
1) рибосомах в цитоплазме
2) впячиваниях плазматической мембраны
3) оболочках клеток
4) кольцевой молекуле ДНК

Ответ


Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания клетки, изображенной на рисунке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеет ядро, в котором находятся молекулы ДНК
2) область расположения ДНК в цитоплазме называется нуклеоидом
3) молекулы ДНК кольцевые
4) молекулы ДНК связаны с белками
5) в цитоплазме расположены различные мембранные органеллы

Ответ

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство бактерий и растений состоит в том, что они
1) прокариотические организмы
2) образуют споры при неблагоприятных условиях
3) имеют клеточное тело
4) среди них имеются автотрофы
5) обладают раздражимостью
6) способны к вегетативному размножению

Ответ

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Сходство клеток бактерий и растений состоит в том, что они имеют
1) рибосомы
2) плазматическую мембрану
3) оформленное ядро
4) клеточную стенку
5) вакуоли с клеточным соком
6) митохондрии

Ответ

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Бактерии, как и грибы,
1) составляют особое царство
2) являются только одноклеточными организмами
3) размножаются с помощью спор
4) являются редуцентами в экосистеме
5) могут вступать в симбиоз
6) поглощают вещества из почвы с помощью гифов

Ответ

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Бактерии, в отличие от низших растений,
1) по типу питания бывают хемотрофами
2) при размножении образуют зооспоры
3) не имеют мембранных органоидов
4) имеют слоевище (таллом)
5) при неблагоприятных условиях образуют споры
6) синтезируют полипептиды на рибосомах

Ответ


Установите соответствие между характеристиками и типами клеток, изображенных на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют мезосомы
Б) осмотрофный способ питания
В) делятся митозом
Г) имеют развитую ЭПС
Д) образуют споры при неблагоприятных условиях
Е) имеют оболочку из муреина

Ответ

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания прокариотической ДНК. Определите два признака, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) содержит аденин, гуанин, урацил и цитозин
2) состоит из двух цепей
3) имеет линейную структуру
4) не связана со структурными белками
5) лежит в цитоплазме

Ответ

Установите соответствие между характеристиками и организмами: 1) дрожжи, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) геном представлен одной кольцевой молекулой ДНК
Б) клетка покрыта оболочкой из муреина
В) делится митозом
Г) в анаэробных условиях вырабатывает этанол
Д) имеет жгутики
Е) не имеет мембранных органоидов

Ответ

Все живые организмы могут быть распределены в одну из двух групп (прокариоты или эукариоты) в зависимости от основной структуры их клеток. Прокариоты — живые организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра и мембранных органелл. Эукариоты — живые организмы, клетки которых содержат ядро, а также мембранные органеллы.

Клетка является фундаментальной составляющей нашего современного определения жизни и живых существ. Клетки рассматриваются в качестве основных строительных блоков жизни и используются в определении того, что значит быть «живым».

Давайте взглянем на одно определение жизни: «Живые существа — это химические организации, состоящие из клеток и способные размножаться» (Китон, 1986). Это определение базируется на двух теориях — клеточной теории и теории биогенеза. Клеточная теория впервые была предложена в конце 1830-х годов немецкими учеными Маттиасом Якобом Шлейденом и Теодором Шванном. Они утверждали, что все живые существа состоят из клеток. Теория биогенеза, предложенная Рудольфом Вирховым в 1858 году, утверждает, что все живые клетки возникают из существующих (живых) клеток и не могут появиться спонтанно из неживой материи.

Компоненты клеток заключены в мембрану, которая служит барьером между внешним миром и внутренними составляющими клетки. Клеточная мембрана — избирательный барьер, это означает, что он пропускает некоторые химические вещества, поддерживающие равновесие, необходимое для жизнедеятельности клеток.

Клеточная мембрана регулирует перемещение химических веществ из клетки в клетку следующими способами:

  • диффузия (тенденция молекул вещества к минимизации концентрации, то есть перемещение молекул из области с более высокой концентрацией по направлению к области с более низкой до момента выравнивания концентрации);
  • осмос (движение молекул растворителя через частично проницаемую мембрану для того, чтобы уравнять концентрацию растворенного вещества, которое не в состоянии двигаться через мембрану);
  • селективный транспорт (при помощи мембранных каналов и насосов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *