Какие овощи срезают?

Какие овощи срезают?

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (688,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Закрепить знания детей об овощах.
  • Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • Закрепить умение детей согласовывать числительные с существительными.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память детей.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать общие речевые навыки.
  • Расширить словарь по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель.Дети, внимательно послушайте стихотворение.

Под окошком огород –
Много овощей растёт:
Тыква, репа и чеснок,
Лук, капуста, кабачок.
Сразу всё не назовёшь –
Может ты ещё найдёшь?

Воспитатель. Перечислите овощи, о которых говорится в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель. Дети, посмотрите на картинку (Слайд 3) и назовите овощи, про которые забыли сказать в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель.Я начну, а вы продолжите. В огороде грядки с морковью, с огурцами… (Ответы детей).

Осень щедрою рукою
Одарила нас с тобою,
И на каждой грядке
Выросли загадки.

Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сладкий на вкус. (Pena) (Слайды 4-5).
Этот овощ – овальной формы, длинный, зелёного цвета, шершавый, хрустящий, сладкий на вкус. (Огурец) (Слайды 6-7).
Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сочный, горький на вкус. (Лук) (Слайды 8-9).
Этот овощ – овальной формы, длинный, оранжевого цвета, сочный, хрустящий, сладкий на вкус. (Морковь) (Слайды 10-11).
Этот овощ – круглой формы, бордового цвета, сладкий на вкус. (Свёкла) (Слайды 12-13).

Воспитатель. (Слайд 14)

На грядке в тёплый солнечный денёк
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать –
Но нельзя ему на грядке зимовать.

Воспитатель. Какие ещё овощи мы можем сорвать с грядки? (Ответы детей – помидоры, огурцы, горох, баклажаны) (Слайды 15-16).
Воспитатель. А какой овощ мы можем выкопать? (Картошку) (Слайды 17-18).
Воспитатель. Какие овощи мы выдёргиваем из земли? (Морковь, свёклу, репу, лук, редис) (Слайды 19-20).
Воспитатель. Какой овощ мы можем срезать? (Kanycmy, петрушку, укроп) (Слайды 21-22).
Воспитатель.Давайте назовём, какие действия мы выполняем для того, чтобы собрать овощи? (Ответы детей) (Слайд 23).
Воспитатель. Молодцы! Что нужно делать, чтобы собрать урожай, вы знаете. Пора идти в огород собирать урожай.

Физкультминутка «Урожай»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель).

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.

Воспитатель.

Огород у нас большой,
Урожай здесь неплохой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы начинаем овощи в корзину собирать.

Воспитатель. Посмотрите на помидоры (Слайд 24). Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей – размером, маленький помидор, побольше, ещё больше, еще больше, большой помидор).
Воспитатель.Нам нужно сосчитать помидоры, соблюдая правило. А правило такое: чем больше помидор, тем громче должен быть голос при счёте. Посмотрите, как это буду делать я.

(Воспитатель на одном выдохе выполняет счёт до 5-ти с усилением голоса).

Воспитатель. А теперь покажите, как это делаете вы.

(Дети выполняют упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса).

Воспитатель. А сейчас я буду складывать овощи в корзину (Слайд 25). Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Теперь складывайте овощи в корзину вы, дети.

1-й ребенок: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
2-й ребенок: одна репа, две репы, три репы, четыре репы, пять реп.
3-й ребенок: одна свёкла, две свёклы, три свёклы, четыре свёклы, пять свёкл.
4-й ребенок: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок.

Воспитатель.Вот какой урожай овощей мы собрали (Слайд 26).
Воспитатель. Дети, посмотрите на этот рисунок и скажите, какие овощи спрятались здесь? (Слайд 27).
Воспитатель. А теперь, дети, найдите этот рисунок в ваших тетрадях. (Дети открывают нужную страницу). Дети, назовите ласково:

огурец – огурчик
помидор – …
морковь – …, …

Воспитатель.Дети, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас чесночок…»

На каждый ударный слог ребёнок разминает фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок, указательный палец левой руки
Перец, томат , кабачок, средний палец левой руки
Тыква, капуста, картошка, безымянный палец левой руки
Лук и немножко горошка. мизинец левой руки
Овощи мы собирали, мизинец правой руки
Ими друзей угощали, безымянный правой руки
Квасили, ели, солили, средний палец правой руки
С дачи домой увозили, указательный палец правой руки
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

Воспитатель.О каком овоще загадка?

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора)

Воспитатель. Обведите пальчиком помидор по контуру. (Дети обводят). А теперь раскрасьте помидор, не обращая внимания на пересекающие его контур линии. (Дети раскрашивают помидор).
Обведите контур моркови карандашом оранжевого цвета, а контур огурца обведите карандашом зелёного цвета. (Дети выполняют задания).
В заключительной части занятия воспитатель подводит итог, обращаясь к детям с просьбой кратко повторить то, чем они сегодня занимались.

Литература:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  2. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007.
  3. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  4. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир растений: Фрукты, овощи. (Программа «Я – человек») – М.: Школьная Пресса, 2005.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство-Пресс, 2003.

Начало осени является весьма благоприятным временем для сбора грибов. Однако как начинающим, так и опытным грибникам порой приходится сталкиваться с множеством трудностей во время «тихой охоты». Чтобы поход за грибами принес вам только хорошее настроение и отличный урожай, важно помнить о том, как правильно их собирать, особенно, если вы собираетесь готовить грибы и употреблять в пищу.

Для начала вам нужно выбрать подходящее время и день для сбора грибов. Опытные грибники рекомендуют отправляться в лес ранним утром. Больше всего урожая вы соберете, если накануне прошел теплый дождик. Также не стоит забывать о том, что одежда для похода за грибами должна быть удобной и закрытой, не стоит пренебрегать ношением головного убора. А чтобы надоедливые лесные комары не испортили вам настроение, прихватите с собой средство от насекомых.

Где собирать грибы, чтобы привезти домой хороший лесной урожай? Расспросите своих соседей или друзей-грибников, их опыт поможет вам в выборе грибного места, а отправляясь в лес наугад, вы рискуете потратить много времени, но так ничего и не найти. Не стоит беспокоиться о том, что на старом месте уже не осталось урожая. Если вы все же опасаетесь, что в проверенном месте все грибы уже собрали до вас, рекомендуем изучить их строение, и все ваши страхи развеются. Та часть гриба, которую мы собираем и употребляем в пищу – это лишь плодовое тело, которое достаточно быстро восстанавливается. Сама грибница находится глубоко под землей и не видна человеческому глазу.

Во время «тихой охоты» очень важно выбирать для сбора только съедобные грибы, которые порадуют вас и ваших близких своим чудесным вкусом, и точно не смогут навредить вашему здоровью. Помните, что несъедобные грибы ядовиты, и могут представлять опасность, если вы по ошибке принесете их домой. Опытные грибники помогут начинающим отличить съедобный гриб от несъедобного. Если вы все же идете по грибы в одиночку, внимательно изучите информацию о видах грибов, рассмотрите фотографии и обязательно захватите с собой справочник с картинками.

Советуем вам взять с собой в лес две корзинки. В одну из них складывайте известные вам грибы, которые не вызывают у вас никаких сомнений. Во вторую же можете складывать грибы, которые вы видите в первый раз, или насчет которых вы не уверены.

Собирайте только те грибы, у которых полностью раскрылась шляпка. Конечно, порой найти грибы бывает непросто, и начинающие грибники спешат положить в свою корзинку все съедобные грибы, которые попадаются им на глаза. Однако даже со съедобными грибами стоит быть внимательнее. Плоды, прижатые к земле, по форме напоминающие маленькую пуговку, еще не до конца сформировались, и собирать их не стоит.

Собирайте съедобные грибы, которые выглядят спелыми и мясистыми. Срезайте их, отступив от начала ножки приблизительно 5 сантиметров. Поместите грибы в корзину. Когда вы вернетесь домой, положите грибы в закрытый бумажный пакет и уберите в холодильник.
Если же внешне гриб выглядит старым, начинающим разлагаться, доверьтесь своей интуиции и оставьте его в земле.

Начинающим грибникам стоит запомнить одно простое правило. Если у вас есть какие-то сомнения относительно гриба, который вы нашли в дикой природе, не собирайте его. Дайте себе время, чтобы узнать нюансы сбора грибов и набраться опыта. В конце концов, вкусная еда не стоит того, чтобы рисковать из-за нее своим здоровьем и жизнью. Не забывайте об осторожности, когда речь идет о сборе грибов.
Если гриб выглядит хорошо, но вас беспокоит, например, место, где вы его нашли, не стоит рисковать.

Не обращайте внимания на непроверенные правила сбора грибов и народные приметы, даже если о них вам говорит грибник, считающий себя опытным. Вы можете услышать множество ложных способов определить съедобный гриб. Тем не менее, легких способов научиться различать грибы не существует, как бы нам этого не хотелось. Вот несколько не заслуживающих доверия правил, которые вы можете услышать:

  • «Если животное грызло гриб, значит он съедобный». Это неправда.
  • «Вы можете избавиться от ядов, приготовив грибы». Это также неверно. Хотя приготовление пищи поможет избавится от вредных бактерий и сделает съедобные грибы намного более легко усваиваемыми, вы не сможете сделать ядовитый гриб съедобным, готовя его!
  • «Грибы, которые хорошо пахнут, скорее всего окажутся съедобными». Это тоже неправда.

Если у вас мало опыта в «тихой охоте», обязательно запаситесь большим количеством проверенной информации. Заранее найдите проверенные страницы в интернете или возьмите с собой справочник. После того, как вы обнаружите грибы, вам нужно будет внимательно изучить их и идентифицировать. Процесс определения съедобного гриба включает следующие шаги:

  1. Запах гриба. Наклонитесь к грибу, который вы хотите идентифицировать. Поднесите нос поближе к его шляпке и глубоко вдохните. Придумайте несколько прилагательных, чтобы описать запах. Какой он? Сладкий, горький, напоминающий дым? Чувствуете ли вы вообще привычный грибной запах? Не пробуйте гриб до тех пор, пока не определите его наверняка
  1. Перепонки под шляпкой. Посмотрите на перепонки на нижней стороне гриба, чтобы определить, четко они очерчены или наоборот, выглядят мягкими и немного хаотичными. Также обратите внимание на то, как они прикреплены к ножке гриба. Изучите их текстуру и посмотрите, выделяется ли из них какая-нибудь жидкость.
  1. Ножка. Изучите размер, цвет и форму ножки гриба
  1. Шляпка. Обратите внимание на то, каков диаметр шляпки и ее толщина. Затем изучите любые изменения ее цвета и то, есть ли на ней пятна. Наконец, важно определить текстуру шляпки. Она может быть, например, гладкой или склизкой.

  1. Ландшафт. Внимательно изучите место, на котором растет гриб. Обратите внимание на особенности ландшафта, такие как деревья, тип почвы, другие грибы, листья, животные. Эти заметки помогут вам точнее идентифицировать гриб. Чтобы упростить свою задачу, попробуйте использовать локатор GPS.
    Обратите внимание, на какой поверхности растут грибы. Они могут расти на мертвом дереве, живом дереве, почве, мхе или других поверхностях.
    Для того, чтобы определить, какой гриб перед вами, очень важно изучить находящиеся вокруг него растения, а главное — деревья. Если вы не можете точно определить виды деревьев, по крайней мере, обратите внимание, есть ли вокруг хвойные породы, лиственные породы или и те, и другие. Какие деревья вы видите вокруг себя?
  1. Сфотографируйте гриб. Сделайте фото с разных ракурсов. Попытайтесь захватить в кадр также окружающую местность и другие растения. Когда будете определять, какой перед вами гриб, можете сравнить ваши фото с картинками из справочника. Вы также можете показать фотографии специалистам, чтобы подтвердить свою идентификацию.

Помните о том, что грибы очень уязвимы, обращайтесь с ними аккуратно. Найдя подходящий гриб, не спешите выдергивать его из земли, так вы рискуете повредить грибницу. Лучше осторожно срежьте гриб ножом или выкрутите его из земли. После этого не забудьте проверить, не оказался ли собранный вами гриб червивым. Если вам все-таки попался червивый гриб, лучше выбросьте его или хотя бы срежьте с него все поврежденные места.

Грибы следует носить в бумажных мешках или вощеной бумаге, предпочтительно в жесткой таре. Можете складывать их в плетеную корзину или ведерко. Не очень большие грибы можно сохранить неповрежденными, неся их в маленькой жесткой коробке. Для этой цели идеально подходят ящики для перевозки рыболовных мушек!
Помните, что в целлофановых пакетах грибы раскрошатся, и до дома вы довезете только грибную кашу. Следите за тем, чтобы грибы не повредились по пути домой, и вскоре вы сможете порадовать себя и своих близких вкусными блюдами из собранного вами лесного урожая.

Знаете ли вы, как пахнет утренний лес после дождя? А вот опытные грибники часто наслаждаются этим запахом, отправляясь за новым «уловом». Когда их спрашивают об излюбленном времени года, они абсолютно серьезно отвечают – грибное. Если и вы собираетесь за лесным урожаем, то определенно точно стоит узнать, как правильно собирать грибы и делать это с удовольствием.

Памятка, как правильно собирать грибы

Грибной сезон, если погода способствует, может длиться до конца осени. Хотя самая урожайная пора – конец лета-начало осени

  1. Отправляйтесь только в хорошо знакомые места или берите с собой проводника. Сейчас на помощь грибникам приходят современные средства, в частности GPS-навигаторы. Они помогают сориентироваться на местности, а также найти грибные места, помеченные ранее;
  2. Лучшее время для сбора грибов – раннее утро. А если вечером был дождь, то смело отправляйтесь на «тихую охоту». Утром грибы самые сочные, свежие и ароматные. Кроме того, их влажные от росы шляпки хорошо заметны;
  3. Держитесь к солнцу спиной, чтобы не слепило глаза;
  4. Ходите медленно, озираясь и смотря под ноги. Лес не любит суеты. Особенно урожайные места вдали от населенных пунктов, где не слишком темно и долго сохраняется влага;
  5. Большинство грибов растут колониями: нашли один – ищите рядом другие;
  6. Чтобы ничто не помешало наслаждаться процессом, одежда должна быть удобной, защищать от комаров, клещей и дождя (лучше запастись дождевиком). Не помешает вооружиться резиновыми сапогами, курткой с капюшоном, плотными штанами и головным убором;
  7. Прихватите хотя бы минимальный набор лекарств – в лесу легко травмироваться;
  8. Собирайте грибы в корзины или ведра. В полиэтиленовых пакетах они раскрошатся, особенно если будете транспортировать их на дальние расстояния;
  9. Разумеется, не забудьте острый нож;
  10. В лесу найдите длинную палку, ею удобно будет шевелить листья. Хорошо, если на конце она будет раздваиваться, как рогатка;
  11. Найдя гриб, срезайте ножку под корень. Некоторые советуют осторожно выкручивать грибы, чтобы не повредить грибницу. Но ни в коем случае не выдергивайте;
  12. Не собирайте грибы вдоль трасс и железнодорожного полотна. Не забывайте, что гриб – это губка, вбирающая вредные вещества. Не берите также сомнительные грибы.

Грибы, которые должны быть собраны

Опытные «охотники», например, очень любят собирать грибы козляки, хотя их считают низкокачественными. Ведь многие любители обходят их стороной – и правильно делают, потому что сомневаются.

Собирать можно лишь те грибы, в пользе которых вы уверены

Одни грибы любят поиграть с нами в прятки, другие, наоборот, будто просятся в корзину.

1. Белые

Белые грибы прячутся под опавшими листьями, их еще нужно постараться заметить. Они не любят молодых насаждений, преимущественно селятся в хвойных лесах. Собирают боровики в июне-октябре. Обычно там, где есть один белый гриб, может быть еще несколько. Так же обстоят дела и с подосиновиками, подберезовиками, опятами, зеленушками.

2. Лисички

Лисички растут большими колониями на лужайках около кустов, старых пней. Какая же радость – найти такую полянку! Рыжики тоже не любят уединения, предпочитают хвойные леса, собирают их в августе-октябре.

3. Маслята

Маслята появляются первыми после дождя. Они растут в молодых и старых сосновых лесах, любят открытую местность.

4. Подосиновики

Красавцы-подосиновики поселяются под осинами и другими деревьями, в частности ольхой. Их красные шляпки не спутаешь ни с какими другими. Растут в лиственных лесах, собирают их в мае-октябре.

5. Подберезовики

Подберезовики, разумеется, растут под березами и преимущественно в березовых лесах.

6. Млечники

Млечники любят песчаные почвы, растут в дубовых, березовых, сосновых лесах. Часто прячутся под опавшими листьями. Собирают их в июле-ноябре.

7. Опята

Опята обитают на открытых травянистых местах, пастбищах, лугах, собирают их с мая до ноября. Опята часто заселяют пни и поваленные стволы в лиственных лесах, вырубках, растут эти грибы большими колониями.

8. Сыроежки

Сыроежки можно встретить в лиственных, изредка хвойных лесах, находят их в июле-октябре. Сыроежки собирайте осторожно: они часто похожи на ядовитые.

Начинающим грибникам

  • Неопытным грибникам лучше отдать предпочтение трубчатым грибам – белым, маслятам, подосиновикам, подберезовикам. Пластинчатые более коварны, потому что у них есть часто ядовитые двойники.

Не берите червивые, переросшие, гнилые грибы

  • Главное – будьте внимательны. Даже один сомнительный гриб может стать причиной печальных последствий.
  • Даже если вы вернетесь с пустой корзиной, все равно будьте довольны своим времяпрепровождением.
  • Собранные грибы сразу очищайте от мусора и земли, чтобы потом было меньше мороки. Дома их надо сразу же перебрать, приготовить.
  • Необработанные грибы хранят в холодильнике не больше суток. Готовые также желательно долго не хранить.

Тест по русскому языку

Часть А

А1. Пишется «А» на месте пропуска в словах:

1. р… внозначный

2. ск…кать на лошади

3. з…рница

4. мем…рандум

5. г…рдыня

А2. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:

1. эксп…диция, пр…видение

2. темп…рамент, зв…неть

3. в…щевой рынок, расст…лить ковер

4. сн…говик, выж…гать

5. пр…твориться невидимым, в…негрет

А3. Пишется Ж на месте пропуска в словах:

1. варе…ка

2. жуж…анье

3. дребе…жание

4. брю…жать

5. сырое…ка

А4. Пишется «О» на месте пропуска в словах:

1. лягуш…нок

2. ковш…вый

3. бесш…вный

4. алыч…вый компот

5. ш…лковый шарф

А5. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:

1. ц…вилизация, с…змала

2. кузнец…, без…сходный

3. кон…юнктивит, ад…ютант

4. ц…новка, вз…мать налог

5. из…ян, дач…ный

А6. Пишется «И» на месте всех пропусков в рядах:

1. для Натали…, из мифологи…

2. с могуч…ми кедрами, удачл…вый человек

3. смекал…стый, с застывш…м воздухом

4. мяг…нький диванчик, в кипящ…м молоке

5. нет гаранти…, в большой галере…

А7. Пишется «А/Я» на месте пропуска в примерах:

1. они встрет…тся

2. собаки ла…ли

3. листья трепещ…т

4. смеш…в все в кучу

5. стел…щий ковер

А8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:

1. оценка завыше…а учителем, размороже…ые грибы

2. посоле…ые помидоры, особе…о удачно

3. семена посея…ы, дли…ый пляж

4. стира…ая матерью рубашка, проигра…ый матч

5. молитве…ый дом, ране…ый солдат

А9. Пишется «НЕ» раздельно во всех случаях в рядах:

1. (не) выпитый сок; (не)глубоко, а мелко посаженные семена

2. совсем (не) покрашенный пол; (не) красивый, но обаятельный человек

3. (не) произнося ни звука, (не) должен соглашаться

4. (не) беличье дупло; (не) собранный вовремя урожай

5. (не) бумажный конверт, (не) законченное сочинение

А10. Пишется «НЕ» на месте пропусков:

Куда только н…(1) забрасывала его судьба! Однако Катеев, как н…(2) было ему стыдно перед другими путешественниками, н…(3) мог н…(4) признаться, что он н…(5) разу в жизни еще не бывал в Пинске.

А11. Через дефис пишутся слова:

1. (западно) немецкий

2. (пол) Азии

3. (топ) лист

4. (гори) хвостка

5. (по) твоему решению

А12. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

1. (В) течение трех минут стали видны огоньки приближающегося поезда.

2. В (последствии) этот сайт стал очень популярным в Беларуси.

3. Друг его то (же) написал тест по географии на 100 баллов.

4. Ребятам пришлось догонять поезд и вскакивать на подножку на (ходу).

5. Возвращались из леса все (по) одному.

А13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

1. Чистотел _ одно из самых популярных лекарственных растений в Беларуси.

2. Удача _ есть плод кропотливого труда.

3. Проспект Независимости, пересекающий столицу от центра до северо-восточных микрорайонов, _ основная магистраль Минска.

4. Ветер в апреле _ переменчивый и холодный.

Несвижский и Мирский замки, Беловежская пуща, Борисоглебская церковь в Гродно _ все эти белорусские достопримечательности наиболее часто посещают иностранные туристы.

А14. Обособленные второстепенные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1. Дорога лишь слегка обозначена следами ранее проехавших повозок.

2. Береги меня судьба от невзгод и бед.

3. Восторгаясь красотой камня люди всегда приписывали ему какие-то таинственные силы.

4. В книге было много цветных картинок прикрытых папирусной бумагой.

5. К комнату вбежала Машенька девочка лет пяти.

А15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1. Казалось данное событие станет решающим в жизни героини.

2. Он немного испугался однако вошел в дом.

3. По правде сказать старик и сам не верил в эти псевдоистории.

4. Легче всего пожалуй перепутать причастие с прилагательным.

5. О том, что происходило с Антоном во дворе судили по его словам.

А16. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1. Степану необходимо было сдать экзамен по химии _ и по русскому языку _ и по математике _ и по физике.

2. Когда она приезжала, в квартире начиналась генеральная уборка _ и устанавливался идеальный порядок.

3. Надо было выучить весь материал _ и хорошо его разобрать _ и выполнить много заданий по синтаксису _ и пунктуации.

4. Хлеб был и остается символом труда _ и доброжелательности _ и изобилия _ и благополучия.

5. У меня ноют ноги от холода _ и сырости _ и это омрачает мою радость.

А17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1. На линии горизонта появились грозовые облака и приближающаяся буря казалась уже неотвратимой.

2. С тех пор экономические обстоятельства в стране сильно изменились и существенно повлияли на социальный статус ученых.

3. А море пело ласково, и волны звучали мелодично, словно оркестр исполнял колыбельную песню.

4. Петрович пытался объяснить ребятам, что если человек читает хорошую книгу, он словно общается с прекрасным.

5. Сегодня уже ясно, что многие проявления водной стихии непонятны исследователям и что некоторые важные вопросы остаются без ответа.

А18. Укажите, какие предложения соответствуют приведенной ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1. Прилетели птицы _ лес ожил.

2. Мир что огород _ все в нем растет.

3. Курганы, леса, тягучие и торжественные журавлиные крики _ все это отвлекало мысли от обыденности.

4. Дай волю языку _ скажет то, чего не знает.

5. По утрам она просыпалась с ощущением нетерпеливой радости _ каждый день сулил только хорошее.

А19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

1. «Мне очень жаль, — сказал Печорин: — что вы ошиблись в выборе».

2. — Этот родник даже зимой не замерзает, — увлеченно стал рассказывать Геннадий и, немого помолчав, продолжил: — Из-под земли в этом месте много лет уже бьют горячие ключи.

3. «А ведь Татьяна сегодня не приедет!» — сообщил Антон. «Откуда вам это известно?» — возмутился сосед.

4. «Люблю посидеть возле озера», — задумчиво произнесла девушка.

5. По мнению : «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А20. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1. Что мы знаем о полыни _ как о лекарственном растении?

2. Вася влетел в комнату _ как угорелый.

3. Искусствовед утверждал, что автором этой картины был не кто иной _ как И. Репин.

4. Мы давно с ним _ как родные братья.

5. Девочки прошли по комнате мягко _ как кошки _ и на секунду замерли у окна.

А21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Дети очень хотели идти всей семьей _ (1) и сказали маме _ (2) что _ (3) если она не возражает _ (4) то пригласят в аквапарк и соседского парня _ (5) ему тоже хотелось искупаться.

А22. Укажите слова, в которых есть звук

1. кафе

2. кино

3. книжный

4. берег

5. вокзальный

А23. Укажите, какие слова образованы непосредственно от слова

читать

1. читательница

2. читательский

3. чтение

4. вчитаться

5. перечитывать

А24. Верными являются утверждения:

1. Местоимения могут выступать в предложении только в роли подлежащего и определения.

2. Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа.

3. В словосочетании умение прощать вид подчинительной связи — примыкание.

4. Три — это начальная форма числительного троими.

5. В предложении Памятник, который реставрируется уже не первый год, будет открыт для посетителей в 2018 году местоимение выполняет функцию дополнения.

А25. Укажите примеры, в которых формы всех слов указаны верно:

1. Для обоих девочек

2. Эта книга более интереснее

3. Прочитав роман

4. Я побежу в олимпиаде

5. Пробежать мимо них

А 26. Речевые нормы нарушены в предложениях:

1. Ванга заранее предвидела события, которые потом происходили в жизни людей.

2. В Беларуси такие зрелища устраивались несколько раз в год и продолжались по два дня.

3. В этом гипермаркете цены были значительно ниже.

4. В выходные дни вагоны пригородных электричек наполнены пассажирами до отвала.

5. Автор изобразил наиболее ярко в произведении образы крестьян.

А27. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1. Истребляя хищников, люди нарушают сложную систему животного мира.

2. Сейчас, когда со времен событий прошло уже три года, многие детали стали стираться из памяти.

3. Слетавшие с деревьев листья падали не только под ноги, но и создавали причудливые рисунки на асфальте.

4. Воспитатель интересовался и заботился о каждом своем ученике.

5. Проезжая по тоннелю на большой скорости, у меня развевались и путались распущенные волосы.

Текст к заданиям А28 – А30 и В1 – В5

(1) Обсценная лексика — сегмент бранной лексики языка, включающий вульгарные, грубые и грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную и чаще всего неприятную ситуацию.

(2) Одной из ее разновидностей в русском языке является мат. (3) Также в нашей речи присутствуют и другие обсценные слова, которые не являются матерными, их менее табуируют, однако общество их тоже относит к классу «неприличных». (4) Давно установлено, что русский мат имеет древние славянские и индоевропейские корни. (5) Исследователь писал: «Матерщина имела отчетливо выраженную культовую функцию еще в славянском язычестве и широко использовалась в разного рода обрядах, так или иначе связанных с плодородием. (6) Матерщина — необходимый компонент обрядов такого рода и носит ритуальный характер».

(7) Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики всегда поддерживался православной церковью, школой и т. д. (8) Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях нашего общества на всех этапах истории, табу на использование ненормативной лексики в печатном виде существовало всегда. (9) Отсюда, очевидно, и происходит само название — «нецензурная брань». (10) Табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой. (11) Снятие запрета на освещение определённых тем привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. (12) Сегодня мат и жаргон, к сожалению, почти вошли в моду, став одним из средств сомнительного пиара некоторых слоев общества.

А28. Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже утверждений соответствуют его содержанию:

1. Матерщина носит ритуальный характер.

2. Все обсценные слова являются матерными.

3. Запрет на использование ненормативной лексики существовал всегда.

4. Православная церковь традиционно запрещала публичное употребление ненормативной лексики.

5. Мат и жаргон никогда не войдут в моду.

А29. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:

1. Научный стиль речи;

2. Публицистический стиль речи;

3. Тип речи – повествование;

4. Тип речи – описание с элементами рассуждения;

5. Задача речи – рассказать широкому кругу читателей про обсценную лексику и о ее значении в русском языке.

А30. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны предложения 1 и 2:

1. местоимение

2. союз

3. одинаковый порядок слов

4. синонимическая замена

5. лексический повтор

Часть В

В1. Определите значение слова, выделенного в 5-м предложении, и запишите цифру (например, 4), соответствующую этому значению, в область ответов:

1. связанный с почитанием чего-то или кого-либо;

2. относящийся к фольклору;

3. относящийся к культуре;

4. связанный с церковной службой;

5. связанный с магией.

В2. Определите падеж выделенного в 8-м предложении существительного. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже (например, родительный).

В3. Найдите в предложении 5-6 глагол несовершенного вида, переходный, 2-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблен в тексте.

В4. Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 4-м предложении. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

В5. Найдите в тексте (среди предложений 3 — 6) сложное предложение, одна из частей которого является безличной. Номер предложения запишите в область ответов цифрой (Например: 6).

В6 Найдите в данном ниже предложении слово, в котором допущена орфографическая ошибка, и, исправив ошибку, запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в предложении.

В таком случае абитуриенту следует прийти к заведующему отделением профилактики. Доктор допишет новую специальность в справку и рядом, в подтверждение доставерности изменений, поставит свою печать!

В7.Определите лексическое значение слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. график (план работы) — график (художник)

1. многозначные слова

Б. брак (семья) — брак (некачественное изделие)

2. антонимы

В. комфортабельный — неуютный

3. синонимы

Г. рукав (деталь одежды), рукав (реки)

4. омонимы

В8. Определите морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. распрямив

Б. скрипучий

В. собеседник

Г. подмастерье

1. корень+суффикс+окончание

2. приставка+корень+окончание

3. приставка+корень+суффикс+суффикс

4. приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание

5. приставка+корень+суффикс+окончание

В9. Определите типы сказуемых в предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Читатель начинает сравнивать.

1.Простое глагольное

Б. Человек может сознательно радоваться произведениям искусства.

2.Составное глагольное

В. Поэт указал на иное, истинное и глубокое мироощущение.

3.Составное именное

Г. Подражать своему руководителю вовсе не зазорно.

В10. Определите виды придаточных частей в сложноподчиненных предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Подскажите, какое сегодня число.

1. Придаточная уступки

Б. Хотя он очень старался угодить Татьяне, у него все равно ничего не получалось.

2. Придаточная определительная

В. В этот день приснился сон, который напугал меня до полусмерти.

3. Придаточная изъяснительная

Г. Она могла заниматься самой грязной работой, лишь бы не сидеть сложа руки.

4. Придаточная цели

5. Придаточная следствия

6. Придаточная времени

Общие правила уборки и хранения овощей и плодов

Кочанная капуста
Для сохранения кочанной капусты в свежем виде ее, очистив от наружных листьев, вкапывают в песок, насыпанный в овощном подвале. Кочны капусты для хранения в свежем виде убираются с гряд с корнями.
В сырых подвалах кочны надежнее подвешивать, связав попарно, на жерди, укрепленные у потолка подвала.

Савойская капуста
Савойская капуста сохраняется так же, как и белокочанная. Кочны, предназначенные для хранения, не следует подвергать слишком сильным морозам, от которых они слабеют и сохраняются хуже.

Цветная капуста
Цветная капуста сохраняется так же, как и белокочанная: вынутые из земли растения вместе с кочерыжками подвешиваются попарно на жерди.

Брюссельская капуста
Для хранения брюссельской капусты следует срезать стебли с розетками, срезать со стеблей листья и в таком виде хранить на полках подвала.

Брюква и репа
Брюква и репа сохраняются в подвале и в ямах, наподобие картофеля, отлично.
Листья с корней брюквы при уборке срезаются, мелкие же корневые мочки остаются нетронутыми. Лучшие корни можно обмазывать глиной, и тогда брюква отлично сохраняется до июня.

Свекла
Свеклу выкапывать следует осторожно, чтобы не повредить корней. Если выкапывают лопатой (длинные сорта следует убирать при помощи лопаты, а круглые и даже полудлинные можно вырывать прямо руками), то корни, случайно поврежденные и порезанные при выкопке, следует откидывать отдельно и немедленно употреблять в дело. Для хранения годны только цельные, неповрежденные корни. По выкопке корни осторожно очищаются от земли. Листья срезают, но не вплотную к головке корня, а оставляя черешки приблизительно около 2–3 см длиной; центральную же розетку мелких листьев, так называемое сердце, лучше оставлять целиком.
Хранят свеклу или в подвалах в песке, укладывая корни рядами и пересыпая песком, или же в ямах, наподобие картофеля. Лучшая свекла получается при хранении в песке в один ряд: песок насыпается к стене подвала конусом, и свекла углубляется в него только до шейки, которая оставляется свободной.

Лук-порей
Лук-порей лучше выкапывать из земли, а не выдергивать, так как в последнем случае, особенно в сухую погоду, стволики очень часто обламываются. Для зимнего хранения листья отрезаются наполовину, а корни — приблизительно на 4–5 см от луковицы, и в таком виде растения сажаются в подвале во влажный песок, причем вся ножка и белая часть стволика должны быть углублены в песок, часть зимнего запаса можно сохранять зимой в очищенных парниках, под рамами, закопав растения нижней частью в грунт и засыпав листьями.

Репчатый лук
Уборка репчатого лука начинается, когда перо совсем пожелтеет. Луковки выдергивают из земли и, дав им полежать несколько дней на грядах и обсохнуть, убирают в теплое помещение. Надо иметь в виду следующие указания опытных огородников:
1) Луковица, из которой выросла семенная стрелка для хранения негодна.
2) Луковица сырая, у которой 2–3 верхних слоя не просохли и не превратились в сухое желтое (или, смотря по сорту, красное) перо, не может сохраняться и гниет.
3) Луковица, попавшая под слабый мороз и постепенно оттаявшая, иногда сохраняется до весны, но обычно сгнивает.
4) Луковица, попавшая под мороз и не сгнившая к весне, после посадки всегда даст семенную стрелку.
5) При зимнем хранении, чем сырее помещение, тем быстрее загнивает лук; чем суше и теплее, тем больше его усыхает.
6) Слишком жарко высушенный лук перепекается и зимой гниет. Как на верную примету, что весь хранящийся лук начинает гнить, можно указать на появление мелких мошек, которые заводятся в гниющей луковице, из нее летят к окошкам и во множестве садятся на стекло. При появлении мошек весь лук надо перебрать и гнилые луковицы удалить.
При сушении лука, если возможно по погоде, обрезанный от перьев лук просушивают на солнце, потом в крестьянских избах насыпают его на особые полати, сделанные из круглых палок. Если хватает места, то, конечно, лучше насыпать его тонким слоем. Крупный лук после солнечной сушки насыпают на колосники риги или овина и там его сушат 1–2 недели не очень жарко, но прокапчивая дымом. Прокопченный и хорошо просушенный лук ценится дороже, так как он очень хорошо хранится зимой.

Чеснок
Чеснок для зимнего хранения сушится подобно луку на колосниках риги. Первую неделю топят по-черному, т. е. весь дым пускают, чтобы чеснок несколько прокоптился. Первое время топят очень жарко, потом топку уменьшают, и так сушка продолжается недели три, пока чеснок окончательно не высохнет. Чеснок считается высушенным, если головку взять в руку и от небольшого сжатия в кулаке она легко распадается на отдельные зубки. Каждый зубок должен распадаться в «рубашечке», т. е. он должен быть одет сухим листиком.

Морковь
Убирать длинные сорта моркови необходимо при помощи выкапывания. Чтобы не портить корней, следует выкапывать таким образом: сначала обрывают край гряды во всю длину, не доходя приблизительно 10 см до первого, крайнего ряда моркови. Затем лопату ставят между крайним и соседним рядом моркови и начинают обваливать землю с корнями в межгрядье, запуская лопату на всю длину штыка в почву. В осыпавшейся земле легко отобрать корни и ни один из них не будет поврежден. Этот способ уборки корней вообще следует иметь в виду при культуре длинных сортов корнеплодов.
Для хранения обрезают у очищенных от земли корней все листья с тонким слоем верхушки корня, чтобы совершенно не осталось даже и самых мелких листьев. Если мелкие сердцевинные листья будут оставлены, то развитие их продолжится и в подвале, вследствие чего корни значительно теряют во вкусе. Хранить морковь можно или в подвале, укладывая рядами и пересыпая песком, или в ямах, наподобие картофеля. Морковь, оставленная зимовать на грядках, обычно остается невредимой, а когда весной оттает почва, ее можно выкопать для потребления в пищу.

Петрушка
Уборка петрушки производится позднее других овощей, так как каждый лишний день развития растений в осеннее влажное время очень помогает утолщению корней. Выкопанные корни обсушиваются и очищаются от земли. Крупные листья совершенно удаляются, сердцевинные обрезаются приблизительно на палец от верхушки корня. Хранят петрушку в подвале на полках или в песке, укладывая послойно и пересыпая песком. Корни петрушки легко загнивают при хранении в подвале, вследствие чего необходимо чаще осматривать их и загнивающие выбрасывать. Мне приходилось оставлять в Петроградской губернии корни петрушки зимовать в грунте, и они отлично перезимовали, не теряя вкуса.
Иначе петрушка хранится зимой петроградскими огородниками. Последняя имеет рыночную ценность только с листьями. Поэтому петроградские огородники не только оставляют коронки листьев на корнях петрушки при выкопке их осенью, но особенно заботятся о том, чтобы, по возможности, сохранить листья на корнях в течение всей зимы. Для этого корни петрушки прикапывают в грунт или земляной пол овощного лабаза рядами, находящимися на расстоянии 15 см друг от друга. А для того, чтобы листья не свисали и не мялись, между рядами вкопанных в землю корней втыкают в грунт лабаза прутики, которые и поддерживают в желаемом направлении листву петрушки.

Сельдерей
Сельдерей хранится в стожках или кучах, имеющих у основания около 50 см ширины и около метра высоты. Сельдерей в эти стожки кладется корнями внутрь, а листьями наружу, причем каждый положенный в этот стожок ряд сельдерея пересыпается землей.

Пастернак
Пастернак убирается осенью как можно позднее, причем вынимают из почвы только такое количество, какое необходимо для пользования зимой, так как пастернак отлично зимует в грунте. Для весеннего потребления выгоднее оставлять его на грядах и выкапывать только после оттаивания почвы.

Редька
Уборка зимней редьки производится поздней осенью, но, во всяком случае, до наступления сильных морозов, так как под влиянием морозов корни трескаются и легко загнивают во время хранения.
Кроме того, редька, попавшая под сильный утренник и замерзшая, делается противного сладкого вкуса. Ввиду сказанного, с уборкой редьки особенно запаздывать не следует.

Черный корень
При уборке черного корня (скорцонера) следует обращать особое внимание, чтобы не повредить корней и особенно не обломать их. В местах повреждения вытекает густой белый сок, и такие корни делаются при хранении грубыми и безвкусными. Хранят корни с обрезанными листьями обычно в подвале, пересыпая ряды корней песком.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА УБОРКИ И ХРАНЕНИЯ ПЛОДОВ

Хранить плоды несколько труднее, чем овощи. Наиболее важными условиями удачного хранения плодов являются следующие:
1) Правильный выбор сортов и сортировка плодов, причем должны быть удалены плоды даже с малейшими повреждениями.
2) Осторожный сбор плодов; для сбора надо выбирать ясный, сухой день.
3) Зимние сорта должны быть оставлены возможно долее на деревьях, чтобы дать им возможность достигнуть полного развития.
4) Обтирать плоды ни в коем случае не следует.
5) Плодохранилища должны иметь температуру равномерную, около 3–5 градусов; вход должен быть обращен на север или северо-восток.
6) Темнота — необходимое условие.
7) Так как избыток влаги может попортить плоды (появляется плесень), то в плодохранилищах должна быть атмосфера умеренно влажная.
8) Если плодохранилище устраивается вновь, то лучше устраивать наземные помещения.
9) В плодохранилищах должен быть совершенно чистый воздух.
10) Надежнее укладывать плоды, ничем не обертывая их, свободно, не более трех слоев друг на друга. Только плоды с крепкой кожицей можно класть более чем в три ряда.
11) При сохранении плодов в бочках или ящиках требуется, чтобы плоды были приблизительно одного периода зрелости.
12) Плоды с тонкой мягкой кожицей и с нежной, рыхлой мякотью лучше всего сохраняются без доступа воздуха. Плоды с шероховатой и толстой кожицей и твердой мякотью могут хорошо сохраняться и в помещениях с полным доступом воздуха, в погребах, кладовых и т. п. плодохранилищах.

—————
Источник: Как устраивать ледники, погреба, лабазы и как хранить в них овощи и плоды. Смирновский А. А. // Петроград, 1918 г.; переизд. М.: «НАУКА-КОМПЛЕКС», 1991 г.,— с. 26-35
Источник Интернет газета Холодильщик. RU

Конспект занятия Овощи в подготовительной группе Воспитателям детских садов школьным учителям и педагог

Елена Пашкова
Конспект занятия «Овощи» в подготовительной группе

ЦЕЛИ:

1. Расширение словаря по Теме: «Овощи»,

2. Упражнение в употреблении словосочетаний,

3. Формирование обобщающего понятия «Овощи»,

4. Развитие мелкой моторики, внимания, памяти,

5. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных в роде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки по теме: «Овощи», муляжи Овощей, массажеры «ежики», Символы: «вершки, «корешки», силуэты «деда» и медведя, настоящие Овощи: капуста, огурец, помидор, морковь, свекла.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Сядет тот, кому я скажу: «пожалуйста».

2. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

(массажеры «ежики», пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим)

3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Логопед загадывает загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

(морковь)

Сто одежек и все без застежек.

(капуста)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что потом мы испекли ели да хвалили?

(картофель)

На грядке длинный, зеленый,

А в банке желтый, соленый?

(огурец)

Се картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут. «Все это – Овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле, на кустике.

-Какие Овощи вы еще знаете? (называют)

Картинки выставляют на доску. На доске два символа. Надо разобраться какие Овощи растут в земле, какие сверху, на грядке.

Свекла, морковь, репа, огурец, кабачок,

Редис, редька, картофель. помидор, капуста

Перец.

4. ФИЗМИНУТКА. (игра «Вершки и корешки»).

Вспоминаем сказку «вершки и корешки». Силуэты деда и медведя ставим в разные концы комнаты. По середине «огород» — большой обруч, в нем муляжи Овощей. Договариваемся: «Деду собираем вершки, а медведю 0 корешки». Начинается игра. Дети под музыку «гуляют», когда музыка прекращается, берут с «грядки» Овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили Овощи.

5. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ГЛАГОЛОМ.

Беседа логопеда с детьми о сборе урожая. «Осенью собирают урожай. Овощи разные, поэтому и собирают их по разному».

Какие Овощи выдергивают?

(морковь, репу, редис, свеклу).

Какие Овощи выкапывают?

(картофель).

Какие Овощи срывают?

(огурцы, помидоры, перец).

Какие Овощи срезают?

(кабачки, тыкву, патиссоны).

Какие Овощи срубают?

(капусту).

Логопед добивается от детей ответов Типа: «Морковь выдергивают, картофель выкапывают».

6. ИГРА «Разведчики».

Узнать по вкусу Овощи. На подносе кусочками нарезаны Овощи. «давайте завяжем глаза и узнаем Овощи по вкусу и назовем какие они на вкус». (морковь, репа – сладкие, помидор – кислый).

7. СОГЛОСОВАНИЕ ПРИЛАГАИЕЛЬНЫХ И СУЩЕВТВИТЕЛЬНЫХ В РОДЕ.

Словесное упражнение «Какой Овощ я задумала?».

На столе – помидор, свекла, репа. (Логопед: круглая… круглый)

Капуста, лук, огурец. (Логопед: зеленый… зеленая)

Огурец, кабачок, морковь (Логопед: длинный… длинная)

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Входит один ребенок, в корзину кладет Овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это Овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике… и т. д.

9. ИТОГ.

О чем говорили на Занятии, какие по вкусу бывают Овощи? и т. д.

Подготовила: Учитель – логопед Е. В. Пашкова. ЗАТО Северск, Томской области, ноябрь 2008 г.

Ваш логопед Рассказ описание овощи

«Огород. Овощи»

Бухарина Ксения Евгеньвна, учитель-логопед

ГБОУ детского сада комбинированного вида № 1655 (г. Москва)

Цели:

  • Активизация пассивного и активного словаря по теме “Овощи”
  • Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
  • Учить образовывать от существительных единственного числа существительные множественного числа
  • Развивать внимание и мышление
  • Развивать мелкую, общую моторику.
  • Оборудование: демонстрационный материал – картинки овощей; наглядное пособие “Как растут овощи”, картинно-графический план, мяч, рабочие тетради, карандаши

    Ход занятия

    I. Оргмомент

    Игра «4 лишний»

    На доске вывешены картинки: огурец, капуста, яблоко, кабачок

    Л: Дети, посмотрите на доску и скажите, какая картинка лишняя?

    Д: Яблоко

    Л: почему?

    Д: потому что это фрукт, а кабачок, огурец, капуста – это овощи

    II. Основная часть

    1. Беседа об овощах

    Л: Дети, сегодня мы поговорим об овощах. Какие овощи вы знаете?

    Дети называют овощи

    Л: А где они растут?

    Д: на огороде

    Л: правильно. Огород — это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи

    Логопед читает стихотворение:

    В огороде много гряд

    Тут и репа и салат.

    Тут свёкла и горох

    А картофель разве плох?

    Наш зелёный огород

    Нас прокормит целый год.

    Выставляются картинки овощей

    2. Л: Овощи на огороде растут по-разному:

    У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

    У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

    У помидора, гороха, перца, баклажанов — плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

    Л: Кто может назвать овощи, которые мы срываем?

    Д: огурцы, помидоры, перец и др.

    Л: А которые выкапываем?

    Д: картофель

    Л: А которые выдёргиваем из земли?

    Д: морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.

    Л: А какие овощи мы срезаем ножом?

    Д: тыква, кабачок, капуста, баклажан

    Л: Кто ухаживает за овощами?

    Д: За овощами ухаживают огородники на дачах и овощеводы в колхозах.

    Л: А как они ухаживают за овощами?

    Д: Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.

    Л: Для чего нужны овощи?

    Д: В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.

    Л: Что можно приготовить из овощей?

    Д: Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу

    3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.

    Л: Что это?

    Д: Помидор

    Л: Помидор – это фрукт или овощ?

    Л: Где растёт? В саду или на огороде?

    Л: Какой по цвету?

    Л: Какой по форме?

    Л: В каком виде употребляем в пищу?

    Л: Кто попробует рассказать о луке по плану?

    Ребёнок рассказывает о луке с помощью картинно-графического плана

    Примерный образец рассказа: Лук – это овощ. Лук растет на огороде. Он маленький и круглый. По цвету лук коричневый. Лук твердый. По вкусу он горький. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Лук очень полезен!

    III. Физминутка

    IV. 1. Игра «Загадки — складки»

    Л: Пышный хвост схватил я ловко,

    Потянул – и вот…

    Д: морковка

    Л: Я твержу сестре Лариске:

    Нет окрошки без…

    Д: редиски

    Л: Сильно плачут все вокруг,

    Если мама режет…

    Д: лук

    И тд

    2. «Один — много»

    Л: я буду называть один предмет, а вы – когда много

    Помидор – помидоры

    Огурец – огурцы

    Кабачок – кабачки и тд

    3. Работа в тетрадях

    Игра «Нарисуй много»

    Дети рисуют много помидоров, репок, баклажанов и называют, что нарисовали

    V. Итог занятия

    Оценка работы детей. По просьбе логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Логопед положительно оценивает ра­боту детей.

    ТЕМА ОВОЩИ Темы по развитию речи детей 4 лет

    ^ ТЕМА «ОВОЩИ»

    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Дети должны знать:

    • Названия овощей и их частей;
    • Сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь);
    • Что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают;
    • Что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат и т. д.;
    • Что овощи можно заготавливать на зиму: солить, консерви­ровать, сушить, мариновать;
    • Что овощи полезны: в них много витаминов.

    ^ Расширение словарного запаса детей:

    Названия: Огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патис­сон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;

    Признаки: Красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, кон­сервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;

    Действия: Сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поли­вать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, сре­зать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заго­тавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

    ^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    Грамматический строй речи

    Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «На­зови ласково» (детям от 4 лет)

    Огурец — огурчик — огурчики,

    Помидор — помидорчик — помидорчики,

    Картофель — картошечка — картошечки,

    Баклажан — баклажанчик — баклажанчики,

    Перец — перчик — перчики,

    Тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,

    Редис — редисочка — редисочки,

    Морковь — морковка (морковочка) — морковки,

    Свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,

    Лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,

    Репа — репка (репочка) — репки,

    Чеснок — чесночок — чесночки,

    Петрушка — петрушечка — петрушечки,

    Укроп — укропчик — укропчики,

    Капуста — капусточка — капусточки,

    Фасоль — фасолинка — фасолинки.

    ^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много» (детям 5—8 лет)

    Помидор — помидоры — помидоров,

    Картофель — картофель — много картофеля (картошки),

    Баклажан — баклажаны — баклажанов,

    Перец — перцы — перцев,

    Кабачок — кабачки — кабачков,

    Тыква — тыквы — тыкв,

    Морковь — моркови — моркови,

    Свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «мно­го штук»),

    Лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц),

    Репа — репы — много реп,

    Редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»),

    Чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока),

    Петрушка — петрушка — много петрушки.

    ^ Игра «Мы считаем»

    Раз, два, три, четыре, пять —

    Все умеем мы считать.

    Принесли из магазина

    Мы огромную корзину.

    В ней много разных овощей,

    Посчитать-ка их сумей. ^ Ребенок передает овощ сто-

    Ящему рядом.

    33
    — Один огурец. Второй ребенок отдает огурец

    Следующему.

    — Два огурца.

    Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.

    ^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5—8 лет)

    Сок из помидоров — томатный, …

    Огурцов — огуречный, …

    Моркови — морковный, …

    Капусты — капустный, …

    Свеклы — свекольный;

    Грядка с огурцами — огуречная, …

    Морковью — морковная, …

    Картофелем — картофельная, …

    Кабачками — кабачковая, …

    Тыквой — тыквенная.

    ^ Лексический строй речи

    Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

    Кабачок большой, а огурец — маленький, картофель крупный, а редис — … (мелкий), Перец внутри пустой, а морковь — … (полная), Помидор мягкий, а огурец — … (твердый).

    Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»

    Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

    Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

    Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

    Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

    Что можно из него приготовить?

    ^ Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)

    Логопед показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т. д.

    Морковь, свеклу, репу, редис — … (дергают).

    Огурцы, помидоры, горох — … (срывают).

    Капусту — … (срезают).

    Картофель — … (выкапывают).

    Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

    Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); Чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); Кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель);

    Ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).

    ^ Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)

    Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.

    Я положу в борщ — …. Я положу в щи — … . Я положу в суп — … .

    ^ МИНУТКА ОТДЫХА

    Будем знакомы!

    (по ролям)

    И девчонки, и мальчишки

    Очень любят кочерыжки.

    Я — капуста — не хвалюсь:

    У меня отличный вкус.

    Свеклу варят, свеклу парят,

    Без меня обед не сварят.

    Не сготовят винегрет

    Ни на ужин, ни в обед.

    Я и вкусен, я и сочен,

    И на вид красивый очень.

    Всем известен с давних пор

    Под названьем помидор.

    Летом свежий и зеленый,

    А зимой хорош соленый.

    Чем же я не молодец —

    Крепкий, вкусный огурец?

    Я и горький, я и сладкий,

    К солнцу я тянусь из грядки,

    Малышам полезный друг,

    А зовусь я просто — лук.

    Познакомились вы с нами

    И теперь узнали сами,

    Чем же мы полезны вам

    — И большим, и малышам!

    ^ В. Губернаторова

    Как на нашей грядке

    Выросли загадки —

    Сочные да крупные,

    Вот такие круглые.

    Летом зеленеют,

    К осени краснеют. (Помидоры.)

    Сидит дед

    В шубу одет,

    Кто его раздевает,

    Тот слезы проливает. (Лук.)

    Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а… (лук).

    На грядке длинный и зеленый,

    А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)

    Хотя я сахарной зовусь,

    Но от дождя я не размокла.

    Крупна, кругла, сладка на вкус.

    Узнали вы? Я… (свекла).

    Красная девица

    Сидит в темнице,

    А коса на улице. (Морковь.)

    Уродилась я на славу,

    Голова бела, кудрява.

    Кто любит щи —

    Меня в них ищи. (Капуста.)

    Неказиста, шишковата,

    А придет на стол она, —

    Скажут весело ребята:

    «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

    Кругла, а не месяц,

    Желта, а не масло,

    Сладка, а не сахар,

    С хвостом, а не мышь. (Репка.)

    Семьдесят одежек,

    А все без застежек. (Капуста.)
    Дети

    В доме рядышком сидят

    Круглые ребятки. ^ Садятся на стулья. Ведущий

    Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий.

    Дети Поскакали кто куда круглые

    Ребятки! Разбегаются по группе.

    ^ Игра «Бабка сеяла горох»

    Бабка сеяла горох. Ох! Дети водят хоровод. В середи-

    Не Хоровода стоит водящий.
    Уродился он не плох. Ох!

    Уродился он густой.

    Мы помчимся —ты постой.

    ^ Дети разбегаются по группе. Водящий ловит одного из де­тей, который и заменяет его.

    Игра «Уберем урожай овощей»

    Имитация движений уборки овощей: картофель выкапывают; капусту срезают; горох срывают.

    ^ Игра-хоровод «Кабачок»

    Кабачок, кабачок,

    Дети стоят в круге.
    Тоненькие ножки,

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    На ноги поставили,

    Танцевать заставили.

    Танцуй, сколько хочешь,

    Выбирай, кого захочешь! «Кабачок» танцует, потом вы-

    Бирает другого ребенка, кото­рый становится «кабачком». Игра повторяется.

    Дети должны знать:

    • Названия фруктов и их частей;
    • Где, на чем фрукты растут;

    ^ ТЕМА «ФРУКТЫ»

    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    • Свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметьразличать по внешнему виду, правильно определять);
    • Что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т. д.;
    • Что фрукты полезны, в них много витаминов.

    Расширение Словарного запаса Детей:

    Названия: яБлоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, пер­сик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, кос­точка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

    Признаки: Фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкус­ный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, ма­ленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

    Действия: Сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

    ^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    Грамматический строй речи

    Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 5 лет)

    Яблоко — яблочко — яблочки,

    Груша — грушка — грушки,

    Лимон —лимончик — лимончики,

    Апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

    Мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

    Абрикос — абрикосик — абрикосики,

    Вишня — вишенка — вишенки,

    Банан — бананчик — бананчики,

    Дерево — деревце — деревца,

    Сад — садик — садики,

    Ветка — веточка — веточки.

    ^ Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

    Яблоко — яблоки — яблок,

    Груша — груши — груш,

    Слива — сливы — слив,

    Персик — персики — персиков,

    Абрикос — абрикосы — абрикосов,

    Хурма — хурма — много хурмы,

    Вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),

    Апельсин — апельсины — апельсинов,

    Лимон — лимоны — лимонов,

    Фрукт — фрукты — фруктов,

    Сад — сады — садов,

    Косточка — косточки — косточек,

    Дерево — деревья — деревьев,

    Ветка — ветки — веток,

    Пальма — пальмы — пальм,

    Семя (семечко) — семена — много семян,

    Сок — соки — много соков, много сока.

    ^ Образование существительных и прилагательных множе­ственного числа в именительном и родительном падежах «По­считай фрукты» (детям 5—8 лет)

    Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

    Одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

    Одна груша — две груши — пять груш,

    Одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

    Один банан — два банана — пять бананов,

    Один желтый банан — два желтых банана — пять желтых ба­нанов.

    ^ Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

    Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

    … грушами — грушевое — груша,

    … сливами — сливовое — слива,

    … персиками — персиковое — персик,

    … абрикосами — абрикосовое — абрикос;

    Пальма с бананами — банановая.

    ^ Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»

    Сок из яблок — яблочный,

    … груш — грушевый,

    … слив — сливовый,

    … вишни — вишневый,

    … лимонов — лимонный,

    … абрикосов — абрикосовый,

    … апельсинов — апельсиновый, … персиков — персиковый, … фруктов — фруктовый, … мандаринов — мандариновый.

    ^ Лексический строй речи

    Поиск антонимов «Скажи наоборот»

    Персик большой, а абрикос маленький;

    У яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

    Апельсин круглый, а банан длинный;

    Лимон кислый, а персик сладкий;

    Апельсин больше, а мандарин меньше.

    ^ Поиск соответствующего понятия «Беседа о фруктах»

    Что это? (название фрукта).

    Где растет? (На каком дереве, в каком саду растет?)

    Какой формы, цвета? Какой он на вкус? Какой он на ощупь?

    Что можно из него приготовить?

    ^ МИНУТКА ОТДЫХА

    Игра «Исправь ошибки»

    Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

    «Здравствуйте, дети!

    Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблоч­ный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

    Топтыжка»

    Круглое, румяное, с дерева упало —

    Любе в рот попало. (Яблоко.)

    Само с кулачок, красный бочок.

    Тронешь пальцем — гладко,

    А откусишь — сладко. (Яблоко.)

    Он и сочен, и душист,

    А снаружи золотист.

    Много долек в нем, друзья,

    Для тебя и для меня. (Апельсин.)

    Вишу на дереве, кругла, как шар,

    Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)

    Плод — сладкий, и гладкий,

    И круглый, и смуглый,

    И душистый, и пушистый,

    А середка плода,

    Словно камень, тверда. (Персик.)

    Сорвали детишки

    Синие шишки.

    Шишки гладенькие,

    Внутри сладенькие. (Слива.)

    Синий мундир,

    Теплая подкладка,

    А в середине сладко. (Слива.)

    ^ Игра «Хитрый ежик»

    Дети Сидят на стульях.
    Хитрый ежик-чудачок

    Сшил колючий пиджачок:

    Сто булавок на груди,

    Сто иголок позади.

    Ходит еж в саду по травке,

    Натыкает на булавки

    ^ Когда «ежик» дотрагивается до ребят, они называют фрукт.
    Грушу, сливу — всякий плод,

    Что под деревом найдет,

    И с подарочком богатым

    Возвращается к ребятам.

    Зарядка

    ^ Дети повторяют движения.
    Руки поднимаем, яблоки

    Срываем.

    Руки опускаем. В корзину

    Дети садятся.
    Собираем.

    Руки поднимаем и в корзину убираем.

    А теперь, ребята, встать,

    Руки медленно поднять,

    ^ Дети повторяют движения.
    Пальцы сжать, потом

    Разжать,

    Руки вниз и так стоять.

    Наклонитесь вправо, влево

    И беритесь вновь за дело.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *