Картина кустодиева масленица

Картина кустодиева масленица

История

Тема масленицы, по мнению биографа художника, пользовалась такой любовь Кустодиева и по личным причинам. Сохранилось письмо его матери, которое гласит: «Твое рождение, опять, через 23 года, пришлось на масленицу. Ведь ты родился в четверг на масленицу и потому, вероятно, любишь блины».

Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства». (Сам художник уже не мог ее посетить — болезнь обострилась, и вскоре ему предстояла операция). Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря. Однако далее случился конфликт: «с особым мнением выступил член комиссии художник Р. Берггольц, заявивший, что он против покупки для музея лубков, какими находит картины Кустодиева и Грабаря. В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии». 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей „Масленицы“».

Варианты

Картина с изображением гуляний на масленице была написана Кустодиевым в 1916 году и в настоящее время хранится в Государственном Русском музее (Ж-4358), куда поступила в 1923 году из Академии художеств.

Авторский уменьшенный вариант того же года находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Инв.11891, 62.7 х 125.2 см), куда поступила в 1929 году из Русского музея.

«Гулянье на масленицу» (1916) в декабре 2000 года было продано на аукционе русского искусства Кристис в Лондоне за 91 750 фунтов стерлингов.

  • «Масленица», 1916 (ГТГ)

  • «Масленица», частная коллекция

  • «Масленица», 1919 (Музей-квартира И. Бродского)

  • «Масленица», 1919. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

  • «Масленица», 1920. Санаторий «Узкое» Академии наук в Московской области.

  • «Портрет Шаляпина», 1922 (ГРМ)

Картина Кустодиева Масленица

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Это тяжелое время для России, вынужденной принять участие в Первой мировой войне. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

Картина Кустодиева Масленица — значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех.

Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала.

Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль — все это изображено живописцем в собирательном образе — народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.

Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса.

Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви — символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Петербурге, в музее квартире И. Бродского

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» — это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией.

В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Это похоже на карнавал, на фоне высокой церкви, где все так декоративно: неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами.

На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Размер картины составляет 69х90 см, нахождение картины неизвестно.

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое. Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами в российской живописи. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье. А Масленица – массовый праздник, с участием людей независимо от их сословия и материального достатка.

Живопись Кустодиева с каждым новым произведением делается более красочной, становясь поистине национальной. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Художник зорок и порой насмешливо наблюдателен, он умеет найти радость в любом проявлении жизни, такой разнообразной и разноцветной.

Рассмотрите репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (цветная вклейка). Что,по вашему мнению,сближает эту картину с рассказом И.А Бунина «Подснежник»?

Рассказ Бунина «Подснежник» рассказывает о гимназисте Саше.Сашенька-это десятилетний мальчик,розовощёкий,с небесно-голубыми, ясным глазкам и светлыми кудрями.Чистое,нежное личико,ангельский тонкий голосок и свежесть всего его существа.Простодушный,наивный «подснежник»,с доверчивым, внимательным взглядом.Саша живёт с чужими людьми,его воспитывает тётя Варя.Он чувствует себя одиноким,не хватает родительской заботы и любви,от этого он несчастен.Отец отдал его на воспитание в город,а он привык к другой,свободной жизни в усадьбе,где нет строгих правил поведение,не надо заискивать и соблюдать манеры вежливости.Дни Саши однообразны,скучны,ему не хватает общения,он подчинён правилам,а когда приехал отец,то для него это уже праздник,он может спать,сколько хочет,просто сидеть и ничего не делать,наблюдая за беседой отца с другими посетителями трактира,он ест сколько хочет-никто не ограничивает его и не считает кусочки сахара,мальчик счастлив,просто потому что его отец рядом с ним.а вокруг Масленица.
Как и на картине Кустодиева,в рассказе Масленица-это праздник,который все ждут.Атмосфера веселья,радости,
кругом смех и шутки,люди счастливы.
В рассказе и на картине одинаковая атмосфера-народные гуляния,
народ отдыхает,не работает,улыбки на лицах людей.Что чувствовал Саша в рассказе,во время приезда отца,то Кустодиев запечеилен на своё полотне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *