Композиции из растений

Композиции из растений

Композиция

Зональная конференция

Доклад на тему : » Декоративная композиция»

Приготовила : Марукян Лусине Агасиовна.

Что такое «композиция»? Ее можно представить, как «клей», который собирает весь рисунок воедино. Благодаря композиции рисунок представляет собой целое, где все элементы гармонируют сочетаются друг с другом…

Слово композиция (от лат. Composition – представление) обозначает строение, соотношение частей произведения искусства, имеющее единство. Для всех без исключения видов искусства, литературы композиция произведения играет важную роль для восприятия зрителя и читателя. Во все времена во всех видах искусств высоко ценились чутье и умение выстраивать правильную композицию, динамику, движение.

В композиции не должно быть чего-то не достающего, или лишнего. Необходимо чтобы каждая деталь имела свое место и свой цвет, чтобы все части согласовались, или были подчинены главному.

В искусстве термин декоративность (от фр.decorative – украшать) может употребляться в двух смыслах.

В первом случае декоративность выполняется на плоскости с использованием двухмерной перспективы, что хорошо показывает связь предметов с пространством например в интерьере и экстерьере зданий.

Декоративная композиция

Во втором случае термин декоративность прежде всего указывает на художественный метод, направленный на создание объемного художественного образа. Таким образом декоративной является такая композиция как панно, витраж, вышивка, роспись и т.д., которая служит для придания гармонии и законченности, обогащения предметов, одежды, книжной, журнальной и рекламной продукции.

Также декоративная композиция может быть выполнена чеканкой, резьбой по дереву, камню и т.д. Декоративная композиция которая выполнена на плоскости является разновидностью декоративно-прикладного искусства. Полностью готовая декоративная композиция представляет собой самостоятельное произведение искусства, которое передает зрителю эмоции, мысли, чувства.

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

В первую очередь, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, — воображаемая (беспредметная) абстракция.

Принципы и методы стилизации в декоративной композиции

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда – искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые – округляют или же сжимают. Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность. Творческий процесс обобщения изображения объекта и придания ему символичности удобно делить на три основных этапа. Эти три этапа наглядней и проще всего рассмотреть на примерах создания стилизованного и абстрактного изображений древесного листа и самого дерева. В этих двух примерах (лист и дерево) будут показаны и использованы два различных подхода и метода стилизации.

Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, который посвящен созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

главным образом для быта.

Декоративно-прикладное искусство — искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенное не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений

Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей. Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

Для правильной композиции следует знать основные правила.

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.

Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.

Различают и выделяют три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной.

Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.

На объемную композицию распространяются все общие закономерности, относящиеся ко всем видам и жанрам изобразительного искусства. В то же время в объемной композиции действуют специфические закономерности, присущие только ей в разных видах и жанрах изобразительного искусства (в монументальной, станковой, прикладной скульптуре, произведениях прикладного искусства и дизайна, архитектуры и др.).

Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и других объемов и поверхностей), пространства (интерьера, открытого пространства) и интервалов между ними.

Глубинно-пространственная композиция используется при создании полностью оборудованного и оформленного интерьера жилого или общественного помещения, в частности жилой комнаты, фойе кинотеатра, выставочного зала, сцены театра, архитектурного ансамбля и др.

Один из основных законов композиции — закон контрастов. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность.

Микеланджело большое значение придавал контрастам объема и плоскости. В своих произведениях он сочетал плоскости с объемными фигурами, добиваясь мощной объемности фигур.

Монументальные произведения также строятся на контрастах. Здесь ведущую роль играют контрасты величин. Например, скульпторы монументалисты показывают малые формы у подножия крупных монументов. Это сопоставление вполне оправдано, так как произведения монументального искусства должны восприниматься со значительного расстояния и производить впечатление грандиозности.

Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции. Например, используя движение мы можем привести внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение. Попробуйте выполнить это практически с помощью имеющегося белого листа и черных кусочков бумаги.

Наряду с законами композиции в изобразительном искусстве существуют определенные правила, приемы и средства.

Известно такое правило, как необходимость сюжетно-композиционного центра в композиции. Сюжетно-композиционный центр является как бы сюжетной завязкой произведения, объединяющей основные действующие лица. Особенно важно определить масштаб сюжетно-композиционного центра по отношению к размеру и формату картины, к величине и формам второстепенных объектов, к другим деталям композиции.

Большое значение имеет такое правило, как использование ритма. Применение ритма позволяет показать определенное чередование объектов, их конкретный порядок, размещение, а также дает возможность передать движение фигур людей, животных.

Художники работают над композицией, исходя из замысла произведения, используя при этом прием симметрии или асимметрии.

Для симметричной организации картинной плоскости характерна уравновешенность левой и правой частей по массам, тону, цвету и даже по форме. В таких случаях нередко левая часть почти зеркально похожа на правую. Примерами симметричного решения композиции являются «Афинская школа» Рафаэля, «Три богатыря» В. М. Васнецова.

Асимметричное расположение изображаемого в картине или рисунке не создает впечатления деления картины вертикальной осью на две равные по массам, формам и тонам части, хотя при таком построении нередко выдерживается уравновешенность всей плоскости. Обычно это характерно при показе относительного покоя в картине. Если же при асимметричном построении картины показано активное движение, то равновесие всех частей достигается за счет яркого показа ритма композиции. При этом удачно решенное произведение не производит впечатления «разбитости», дробности плоскости.

История изобразительного искусства показывает, что во все времена художники обращали большое внимание на формат картин и стремились максимально использовать действие тех или иных форматов.

Различаются следующие типы форматов: квадрат, прямоугольник (золотое сечение), удлиненный прямоугольник (горизонтальный, вертикальный). Формат влияет на скомпонованность всего изображаемого, на цельность восприятия, выразительность произведения. Выбор формата зависит от темы, сюжета, изображаемых объектов.

Характер формата зависит также от вида и жанра изобразительного искусства. Например, формат произведений монументальной живописи определяется форматом той плоскости стены, на которой исполняется композиция. Произведения монументальной живописи вписываются и в прямоугольники, и в квадраты, и в овалы, круги и полукруги, в ромбы и трапеции, в треугольники, в сложные смешанные формы.

Известные мастера мирового искусства придавали большое значение формату. Великий русский художник В. И. Суриков верил в существование определенных законов композиции и на практике стремился понять их суть. Он особо важное значение придавал определению точного формата, так как считал, что это влияет на выразительность композиции, на движение, на жизненность изображаемого. Например, в процессе создания «Боярыни Морозовой» он много работал над тем, чтобы передать движение саней. Для этого он, в частности, стремился точнее определить формат.

Немаловажное значение для выразительности композиции имеет выбор точки зрения и уровня зрения, с которых художник представляет себе изображение сюжета. Нередки случаи, когда художник, завершив работу над картиной, вдруг обнаруживает, что «в ней чего-то не хватает» и поэтому она не удовлетворяет его. Это объясняется тем, что иногда организация плоскости нарушается — одни объекты показаны с одного уровня зрения, а другие — с другого, не чувствуется цельности пространства. Случается, что художник менее выразительно, чем требовало решение темы, изобразил объекты именно с этой точки зрения. Линия горизонта в этих случаях играет исключительную роль. Она дает возможность сделать такую композицию, которая ярче выявит идейный замысел художника и вызовет более глубокие размышления зрителя.

С рассмотренными закономерностями композиции учитель знакомит школьников на уроках изобразительного искусства. Основные законы композиции педагог объясняет, раскрывая ученикам главные понятия, термины, без которых нельзя обойтись в беседах об изобразительном искусстве и при проведении занятий по рисованию.

Основой творческого развития личности, является постановка художественно-образного мышления, ассоциативного мышления – основы которого закладываются в раннем детстве. Художественная практика, подкрепленная знанием различных форм композиционной деятельности, способствует развитию творческого мышления.

Творческий процесс требует глубокого проникновения того, чего надо достигнуть, порой интуиции, которая не доступна логике. А без этого искусство не существует.

Очень важно на уроках по декоративной композиции включить раздел “Ассоциативной композиции”. Эмоции всегда тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности. Задания перечисленные и проиллюстрированные в данной методической разработке дадут решение по развитию ассоциативного мышления учащихся.

В заключении хочу отметить, что в изобразительном искусстве очень важны все законы композиции, зная их, ребенок сможет правильно передать свои мысли и чувства в своей картине. Это относится и к декоративной композиции- нужно соблюдать все способы и приемы, законы и средства. Мир изобразительного искусства очень богат и интересен, ребенок узнает много нового и интересного.

Декоративная композиция

  • Урванцева Татьяна Алексеевна, педагог дополнительного образования

Разделы: МХК и ИЗО

Цель занятия: Знакомство со стилизацией в декоративной композиции.

Задачи:

  1. Изучить последовательность стилизации природных форм и элементов.
  2. Развить наблюдательность, умение выделить характерные особенности модели.
  3. Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта.

Создание условий воспитания, интереса и любви к изобразительному искусству.

Методы и приёмы:

  • словесный,
  • наглядно-практический.

Оснащение кабинета:

  • магнитофон,
  • компьютер,
  • наглядные пособия,
  • иллюстрации картин художников.

Материалы:

  • Бумага А4,
  • гуашь,
  • карандаши.

Зрительный ряд:

Репродукции: А. Матисса, П. Пикассо, И, Машкова, Б. Кустодиев, А, Куприна и д.р.

Образцы построения орнаментальных мотивов.

Тема занятия: Стилизация природных форм.

План занятия:

  1. Создание тишины творческой атмосферы 5 мин.
  2. Введение в новый материал. 20 мин.
  3. Практическая деятельность. 30 мин.
  4. Обсуждение работ. 15 мин.
  5. Домашнее задание 5 мин.
  6. Организованное окончание занятия 5 мин.

Материал занятия.

Педагог: На сегодняшнем занятии мы продолжаем работать над изучением декоративной стилизации в композиции. Вопрос: Что такое стилизация?

Обучающиеся: Декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью изменения форм, цветовых отношений, наполнения декором называется стилизацией.

Педагог: В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина “стиль”

Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

Давайте рассмотрим стилизацию в орнаментальной композиции.

Орнаментальная композиция представляет собой повторяющиеся мотивы из растений, животных, насекомых.

Рассмотрим орнамент из растительных форм. Определившись, какой будет композиция – статичной или динамичной – начнём работать над изображением мотивов, из которых она выстраивается.

При работе над эскизными зарисовками мотива (цветка, насекомого ит.д.) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.

Каким же образом можно менять форму объекта? К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму, её можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить.

Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразно избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям. (образец А)

В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны (образец Б)

Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлечённым от натурального варианта.

Изображение животных в орнаменте также требует упрощения.

Варианты стилизации изображения бабочки

Силуэт должен вписываться в простые геометрические фигуры.

При разработке орнаментального мотива объемно – пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную. При необходимости же объёмного изображения обязательно использовать обобщения, условности.

Большого мастерства в стилизации орнаментальных мотивов достигли египтяне. Их произведения предельно лаконичны и выразительны как по силуэту, так и по цветовым решениям. В них одновременно присутствуют условность изображения и узнаваемость объектов, это яркие, декоративные, запоминающиеся образы. (Приложение №1)

В декоративной композиции стилизации природных форм уделяется большое внимание. Можно выполнить зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем переработать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. Тщательно изучив детали объекта, выделяем наиболее характерные для него элементы и стилизуем их. Рассмотрим примеры: колючий татарник отличает наличие шипов и угловатостей в форме листьев. Стало быть при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и тёмное, при цветовом решении – контраст взаимодополнительных цветов и разные светлотные тональности.

Стилизация в изображении колючего татарника

Стилизация в изображении вьюна

Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.

Давайте с вами вместе сформулируем основные требования к зарисовкам растительных форм: Обучающиеся делают выводы:

  1. Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
  2. При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.
  3. Обратить внимание на характер линий, из которых складывается контур изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
  4. Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей.
  5. При зарисовке цветов необходимо изучить строение цветка, расположение и форму лепестков, их окраску. Это и будут те природные особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.
  6. При работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, мох, камни, раковины перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор.

Следующий этап нашей работы это

Задание №1

На листе формата А4 выполнить стилизованное изображение двух контрастных по своим природным качествам растений (например, вьющийся плющ и колючий “чертополох” или других растений). Используйте графические средства или цвет. (Приложение № 2, Приложение №3)

Во время выполнения задания включается музыка.

Перед тем как вы начнёте выполнять 2 задание, выполним гимнастику для глаз.

Проветрим кабинет.

Задание №2

Выполнить стилизованную зарисовку растений, морских или других животных. Элементы орнамента выстройте в полосе. Используйте цвет. Формат А4. (Приложение № 4)

Педагог: Вы правильно выполнили задание. Понравилось вам занятие? Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, а что надо сделать по-другому.

– Спасибо всем за работу. Я думаю, вам занятие понравилось!

Подбор комнатных растений для офиса, дома, квартиры

Тилландсия в кашпо

В большинстве случаев покупка комнатных растений для дома, квартиры или офиса происходит спонтанно. И только потом, придя домой, мы начинаем изучать литературу и интересоваться, каким образом надо ухаживать за выбранным растением. Конечно, такой подход нельзя назвать правильным, особенно если помещение у нас небольшое и место для растения найти не так просто.

Очень часто можно заранее точно оценить, какие условия мы можем предоставить растению, какой уход можем предложить. Сможем ли посвящать много времени капризному питомцу или предпочтем неприхотливые и нетребовательные цветы.
Итак, рассмотрим главные показатели, по которым следует подбирать комнатные растения для вашего дома или офиса:

  • насколько сложное по уходу растение мы готовы приобрести, сможем ли мы обеспечить все необходимые нюансы в уходе за ним;
  • какая температура летом и зимой преобладает у нас в помещении. Можем ли мы обеспечить в случае необходимости прохладную зимовку, хотим ли подобрать растения, предпочитающие постоянно жаркую атмосферу;
  • сможем ли мы обеспечить нормальную влажность. Этот фактор очень часто препятствует нормальному росту. Очень большое количество тропических видов предпочитает повышенную влажность воздуха. Но если для одних этот вопрос не такой уж принципиальный, то другие погибают в считанные дни после включения отопления;
  • какой уровень освещенности предпочитает растение. Это самый важный показатель, потому что замедленный рост, угнетеное состояние, либо наоборот ожоги и пожелтение листьев связаны с недостаточным или избыточным светом. Поэтому в первую очередь, выбирая растения, следует все же ориентироваться на уровень освещенности;
  • если в доме (квартире) есть дети или домашние животные, то растения вполне могут быть попробованы на вкус. И если они ядовиты, это приведет к очень даже печальным последствиям. Поэтому данный фактор очень важен при выращивании комнатных цветов дома;
  • многие растения обладают свойством очищать воздух от вредных веществ. Если мы нуждаемся именно в этом (например, если озеленяем загрязненные промышленные помещения, либо недавно сделали ремонт или купили новую мебель), следует в первую очередь ориентироваться на этот фактор при подборе ;
  • каждый из нас обладает своим уникальным характером, который непременно проявляется и при уходе за домашними питомцами. Например, кто-то предпочитает поливать растения как можно реже, человек может просто забывать о необходимости ежедневного ухода за зелеными друзьями. Другие, наоборот, как ни стараются, все равно заливают свои цветы, даже если перед ними засухостойкие суккуленты. Поэтому растения надо выбирать еще и с учетом своих индивидуальных качеств, в том числе самодисциплины и ответственности.

Итак попробуем подобрать растения по одному из этих признаков либо по их совокупности. Не надо отмечать признаки в каждой группе, обозначьте 1-2 свойства среди всех приведенных ниже, которые для Вас наиболее принципиальны. (Если будет выбрано много признаков, велика вероятность того, что ни одного растения не будет подобрано).

Найти Очистить форму

Выбрано признаков: 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *