Природа в жизни человека

Природа в жизни человека

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников

Зоя Разумная
«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников

Программа по экологическому воспитанию

«ПРИРОДА — НАШ ДОМ»

«Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный, является там порядок!»

Козьма Прутков

В нашем детском учреждении «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района» 11 воспитателей. Деятельность воспитателей построена так, что бы охватить все направления воспитательного процесса. В связи с этим каждый из воспитателей работает по определенной разработанной программе. Мне очень близка тема экологии, в силу того, что по одной из специальностей я учитель биологии, поэтому разработала программу экологической направленности «Природа — наш дом».

Указанная программа ориентирована на новую концепцию воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию исследовательских умений, интеллектуальных и художественных способностей детей.

Разделы содержат информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимоотношений человека с миром. Знакомясь с обитателями всех сфер, ребенок получает возможность прочувствовать, поиграть продумать, осознать, т. е. пропустить через себя информацию о мире. Перед детьми раскрывается единство и многообразие мира, целесообразность предметов и явлений, прослеживается связь человека с миром. При этом учитываются возрастные особенности и способности детей воспринимать мир.

Программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предмету «Окружающий мир».

Актуальность программы

Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной гармонии, жили по принципу устойчивого развития. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением. Основы такого мировоззрения закладываются в дошкольном возрасте.

БЛОК — 1

«Я И ПРИРОДА»

(7 занятий)

1. «Земля – наш общий дом»- экологическое мероприятие /обобщить и систематизировать представления детей о животном и растительном мире/.

2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в живую природу».

3. Чтение рассказов о жизни животных из книги Зотова «Лесная

мозаика»

4. «По неведомым дорожкам» — экологическая викторина.

5. Организация наблюдений в живом уголке /на примере комнатных растений показать связь живых организмов с окружающей средой. Закреплять представления о характерных признаках осени/.

6. Экскурсия «Разноцветная природа».

7. «Друзья природы» — эколого-патриотический час.

БЛОК – 2

«ДОМ ПОД КРЫШЕЙ ГОЛУБОЙ…»

(7 занятий)

Словно крыша над землей,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты.

В. Орлов

1. «Дом под крышей голубой» — познавательная беседа.

2. «Кто в доме — природе живет?» -игра-викторина.

3. «Лес-многоэтажный дом» — экологический час.

4. «Что в доме природе растет?» — экскурсии на огород, в сад»./ а) дидактическая игра «Живая и неживая природа», б) беседа об овощах, д/и «Вершки и корешки», «Что нам осень подарила», в) заучивание стихов, пословиц об осени, в) рассматривание картин /продолжать упражнять в выделении характерных признаков основных периодов сезона (ранняя, золотая, поздняя)

5. Акция – субботник «Посади дерево» / совместно с родителями/

6. Поделки из природного материала.

7. «Край родной» — развлекательное мероприятие.

БЛОК -3

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

(6 занятий)

«Здоровье — это главное жизненное благо»

Я. Корчак

1. «Путешествие на поезде здоровья» — экологическое мероприятие.

2. «Советы доктора Айболита…» — спортивное развлечение.

/людям необходимо оберегать не только природу от своих неправильных

воздействий, но и к самому себе относиться бережно, охранять свое здоровье, формировать привычку к здоровому образу жизни. Беседы «Осторожно, лекарства», «Правила на всю жизнь» (безопасное поведение дома, в приюте, в школе,на улице, «Если случится беда».

2. Занятие-мастерская «Уроки Мойдодыра» — освещение тем

Тест «Дружи с водой» (значение чистоты собственного тела, как научиться

содержать тело в чистоте, помогать своей одежде, дому, игрушкам и т. д.,

«Чтобы глаза видели» (что может мешать зрению, как помочь глазам,

«Чтобы уши слышали» (правила гигиенического ухода);

3. Беседа «Держи осанку!» (понятие осанки, позвоночник и его значение в

жизни человека, как его нужно беречь, «Приятного аппетита» (питание

человека, что очень нужно детям для роста и развития, «Берегите зубы!»

(гигиена полости рта, профилактика болезней).

4. Тест «Наша кожа – наша забота» (правила гигиены кожи, предотвращение

ее заболеваний, повреждений, «О руках и ногах» (значение и строение рук и

ног, важность их правильной тренировки, профилактика плоскостопия)

5. «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке» — экологическая акция.

6. «Я с природою дружу, я здоровьем дорожу» — игра-соревнование.

БЛОК – 4

«ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ»

(8 занятий)

«Тот, кто жесток к животным, также ведет себя с людьми. Мы можем судить о характере человека по его отношению к животным».

И. Кант

1.»Советы мудрой совы» — экологическое мероприятие.

2.»Животные – наши меньшие братья»— познавательная беседа.

3. «В гостях у зимующих птиц» — игра-викторина.

4. «Птичьему пенью внимаем с волненьем» — беседа, викторина.

5. «Жалобная книга природы» — путешествие по страницам Красной

книги.

6. «Зачем нам нужны собаки» — познавательная беседа о породах собак и

значении их в жизни человека.

7. Операция «Птицы» — изготовление кормушек, скворечников.

8. «Будь природе другом» — беседа, викторина.

БЛОК – 5

«ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ»

(6 занятий)

«Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя бы растениями вылечить»

народная мудрость

«Цветы, как люди, на добро щедры и, людям нежность отдавая, они цветут, сердца обогревая, как маленькие, теплые костры»

К. Жане

1.»Секреты растений» — экскурсия в природу.

2.»От зерна до каравая» — беседа-викторина.

3. «Живые барометры»— познавательная беседа.

4. «Чьи цветы лучше» — экологическая сказка.

5.»Путешествие по лесной тропе» — экологическая викторина.

6. «Бал цветов» — викторина, конкурс рисунка.

БЛОК — 6 —

«ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ»

(6 занятий)

«В природе нет ничего бесполезного»

Мишель Монтене

1.»Воздух-невидимка» — познавательная беседа.

/ а). опыты: «Знайка с Незнайкой» (программа Н. А. Рыжовой «Воздух –

невидимка», б). чтение стих. С. Маршака «Мыльные пузыри»/.

2.»Снежные причуды» — беседа-игра.

3.»Её величество вода» — устный журнал.

/ а). наблюдения: «Морозные узоры» (чтение стих. Ю. Марцинкявичюся

«Ледяные цветы», «Лед» (чтение стих. С. Махорина «Первый мороз»)

б). Экскурсия на зимний водоем.

в). Какой бывает вода – опытническая деятельность: «Как сделать воду

разноцветной?», «Имеет ли вода вкус? Запах?», «Лед – твердая вода» и др.

г) Игровой тренинг «Кому нужна вода» — дать представление о роли воды в

жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы

нуждаются в разном количестве воды. Чтение экологической сказки

Н. А. Рыжовой «Жила – была река»/.

4. «Чистый водоем» — экологическая акция.

5.»Осторожно огонь?» — экологическое мероприятие.

6. «Чистая улица» — экологический десант.

БЛОК – 7

«ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»

(7 занятий)

«Лечит болезни врач, но излечивает природа»

Гиппократ

1. «Лекарственные растения – наши друзья» — экологическое мероприятие.

2 .»Советы мудрой Совы» — познавательная беседа.

3. Экскурсия в весенний сад «Целебное лукошко»

4.»Путешествие колобка в зеленую аптеку» — экологическое мероприятие.

5.»Природная аптека» — викторина.

6.»Лечит болезни врач, но излечивает природа» — экологический час.

7.»По целебной тропинке» — экскурсия в природу, сбор лекарственных

трав.

Блок -8

«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»

(6 занятий)

«Охранять природу — значит охранять Родину»

Пришвин М. М.

Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,

Ни зуба, чтобы защищаться от недругов.

Ее сокровища вверены нашей совести,

Справедливости, уму и благородству»

Л. Леонов

1. «Природа в опасности» — познавательная беседа.

2.»Травинка, согретая сердцем» — устный журнал.

3.»Поможем природе» — познавательная беседа.

4. «Будь природе другом» — викторина.

5.»Охранять природу — значит охранять Родину» — экологическая игра.

6.»Живи Земля» — экологическая акция.

БЛОК – 9

«ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

(7 занятий)

«Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя»

Пришвин М. М.

1. «Флора и фауна Брянской области» — беседа с просмотром видеофильма.

2. «Жалобная книга природы» — путешествие по страницам Красной

книги.

3. «Мы учимся у природы» — устный журнал.

4. Игра – викторина по экологии «Знатоки природы» /приложение/.

5. «Не причиняя природе зла» — экскурсия в природу.

/весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с перелетными птицами: грач, кукушка. Наблюдение за прилетом и поведением птиц. Наблюдение за появлением всходов декоративных растений на клумбах приюта. Уход за всходами. Изменение в жизни комнатных растений и животных в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений.

Экскурсии в природу: в парк, на водоем с целью изучения весенних явлений/.

6. «Прикоснуться к природе сердцем» — экологический праздник.

7. «Милый сердцу уголок» — конкурс рисунков.

Природа в моей жизни

7 Апрель 2013 админ Просмотров: 10273

В моей жизни природа играет важную роль, как и в жизни каждого человека на земле. Природа — это большой и интересный мир, который окружает нас. В нем ни на секунду не замирает жизнь. Оно все время движется вперед.

Часть своей жизни мы находимся в железобетонном мире города. Нас окружает множество различных предметов. Они созданы руками человека. Это дома, дороги, одежда, автомобили, мебель. Но есть много предметов, которые возникли сами по себе, без человеческой помощи: земля и вода, солнце и небо, деревья и звери. Вот это и есть природа.Человек также является частью природы. Однако это еще не значит, что мы имеем право делать в ней все, что заблагорассудится. Нужно внимательно к ней относиться: помогать птицам и зверям, заботиться о растениях, беречь воду, землю и воздух. Многие предпочитают свободное время проводить на природе. Туризм и развитие крупных городов способны разрушить среду обитания животных и растений. Природные ресурсы являются слабо возобновляемыми и могут очень быстро истощиться. Поэтому нужно экономить сырьевые материалы.Загрязнение окружающей среды наносит ущерб существованию всех живых существ, людей в том же числе. Дым от лесных пожаров, выбросы промышленных предприятий, транспорт — все это наносит природе непоправимый вред.

Природа в моей жизни играет как материальную, так и духовную роль. Благодаря ей мы сегодня имеем одежду, еду, жилье. И, казалось бы, за это человек обязан быть ей благодарной, но не все так считают.
нетронутых мест на нашей планете с каждым годом остается все меньше и мы еще не совсем понимаем, что начинаем привыкать к отсутствию живой природы вокруг. Но если нам еще есть на что посмотреть и что вспомнить, то наши дети станут принимать такой железобетонный мир нормы. Нужно чаще любоваться природной красотой Земли, пока мы имеем такую ​​возможность.

>4. Каково значение природы для человека? 5. Что воспитывает в человеке природа? 6. Что означает выражение: <>?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *