Сочинение на тему сравнение

Сочинение на тему сравнение

СОЧИНЕНИЕ — СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Все в мире познаем не иначе, как через сравнение.

К.Д. Ушинский.

Главное в сочинении этого типа — продемонстрировать умение через сравнение выйти на основополагающую проблематику произведения, раскрыть через сравниваемые образы главную мысль произведения.

Читателю должно быть ясно, что сравнение персонажей не только осмысленно — оно является чрезвычайно важным для понимания всего произведения. Убедите его в этом.

Самая распространенная ошибка — сначала в сочинении говорится об одном герое, а потом о другом.

ПОМНИТЕ: соотнесение двух героев должно идти параллельно, причем по одним и тем же признакам.

Не начинайте вступление с фразы, относящейся к одному из героев. Она должна быть обязательно общей.

Следует иметь в виду, что в одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в другой делается упор на различия (Иешуа и Понтий Пилат).

Методы подачи героев:

• Изобразительный — каким мы видим героев, в окружении кого или чего, КАК показал их автор и ПОЧЕМУ так. Отсюда — выход на авторскую позицию.

• Параллельный развитию сюжета. В произведении, если необходимо показать постепенное развитие взаимоотношений героев.

Необходимо в сочинении обязательно отметить, с какой целью сравниваются (сопоставляются данные образы).

Например:

• Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление,

• позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев,

• осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейнохудожественного своеобразия,

• полнее выявить авторское отношение к сравниваемым персонажам, к изображаемому.

Анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.

Для сочинения этого типа лучше использовать параллельный, а не последовательное сравнение (когда сначала все пишется об одном объекте — А, а потом — о другом, В).

Структура параллельного сравнения

1. А и В — С.

2. Сравнение А и В:

1. Общее между А и В

а)__________

б)_________ и т.д.

2. Различие между А и В:

а)

б) _________ и т.д.

3. Вывод (между А и В есть сходство и есть различие; возможно, причины этого).

Синтаксические конструкции для выражения Сходства различия

Обороты типа

Теперь рассмотрим сходные (отличительные) признаки Несмотря на различия (сходства)…

Кроме сходных признаков, есть и отличительные…

Использование слов и выражений:

Сходный, одинаковый, подобный, аналогичный Различия между А и В состоят в том, что…
Между А и В много общего… А и В различаются тем, что…
Сходство А и В состоит в том, что… В отличие от А, В —
У А и В есть сходные признаки… А, но, же,
Местоимение оба (обе); союзы и — и, как — так и, Использование вводных слов: напротив, наоборот
Тоже, также; наоборот, Использование антонимов, параллельных синтаксических конструкций, для которых характерна сопоставительнопротивительная интонация

Практикум

Данный текст — пример сравнительной характеристики двух литературных героев.

Расставьте знаки препинания, подумайте, какой принцип лежит в основе данного сравнения.

Онегин и Печорин

Печорин — это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою.

Пушкинский Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось и которого вся жизнь состояла в том, «что он равно зевал средь модных и старинных зал».

Не таков Печорин. Это человек не равнодушно, не апатично несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ищет ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных поступках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения. Как в характере современного человека, сделанного Пушкиным, выражается весь Онегин («…с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом»), так и Печорин весь в следующих стихах Лермонтова: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови».

(В.Г.Белинский «Герой нашего времени».) Ответ на задание практикума: в основе сравнения лежит отношение героев к жизни. ЗАДАНИЕ: Напишите сравнительную характеристику Онегина и Печорина, положив в основу сравнения:

• время жизни героев;

• социальное положение, воспитание, образование, времяпрепровождение, интеллектуальные запросы;

• отношение к жизни, к людям, к идеалам;

Определите, кому из героев тяжелее. Почему?

Практикум

Такие темы сочинений, как «Печорин и Мэри», «Чацкий и Софья», «Онегин и Татьяна» и под., построены не на противопоставлении, а на сопоставлении. Рассмотрим параллель: Татьяна — Онегин.

Что общего между ними? Самобытность Татьяны — «неподражательная странность» Онегина; её мечтательность — его «мечтам невольная преданность»; она скучает в обществе — он нелюдим и разрывает связи с соседями; «ее изнеженные пальцы не знали игл» — «труд упорный ему был тошен».

Что отличает их друг от друга? Близость Татьяны к народным основам жизни — оторванность Онегина от народных корней; простота, незнание обмана, доверчивость Татьяны — умудренность жизненным опытом Онегина; Татьяна не знает разочарований — Онегин пресыщен жизнью, охлажден, разочарован; искренность чувств — познание «науки страсти нежной»; нравственность, возвышенное понимание супружеского долга — поверхностность взгляда на жизнь.

Цель Пушкина — показать трагизм человека, не сумевшего найти себе места в жизни. Достижению этой цели способствуют и взаимоотношения Онегина с Татьяной. Яркая, неординарная личность, Онегин оказывается «умной ненужностью», которая не способна любить, не способна найти себя и быть верным самому себе, в отличие от Татьяны, «милого идеала» А.С.Пушкина.

ЗАДАНИЕ: Используя рекомендации практикума, составьте рабочий материал к теме «Чацкий и Софья».

Сопоставление образа автора и героя

Сочинение требует не просто раскрытия сходства или различия между автором и созданным им героем, но и освещения многогранности личности автора, его отношения к герою. Важно показать, что, в отличие от героя, личность автора проявляется не только в системе образов, но и в трактовке событий, в понимании исторического процесса, в концепции человека и во всех других компонентах произведения, в том числе и в различного рода отступлениях.

Практикум

План к теме «Г рибоедов и Чацкий».

1. Грибоедов и Чацкий — современники, представители поколения «детей 1812 года».

2. Общее у автора и героя:

A) сходство в деталях биографии и в характерах

Б) единство идей, убеждений, идеалов, нравственных качеств

B) вольнодумие

Г) единомышленники декабристов

Д) историческая прогрессивность их «дела»

Е) трагизм судьбы

3. Автор шире, глубже и многограннее своего героя.

4. Чацкий вечен как символ борьбы за новое, передовое, справедливое.

5. Чацкий — типичный образ; Грибоедов — неповторимая личность.

Практикум

План к теме «Базаров и Павел Петрович Кирсанов».

1. Конфликт поколений (Тургенев не ограничился возрастными проблемами поколений, конфликт «отцов» и «детей» связан с социальным антагонизмом в обществе: аристократы и разночинцы).

2. Спор поколений (Базаров и Павел Петрович Кирсанов):

1) общие черты:

A) сильные личности (убежденность, оба не поддаются чужому влиянию, способность подчинить других);

Б) безграничное самолюбие (неумение слушать оппонента, «сатанинская гордость»);

B) взаимная вражда (полное неприятие взглядов и поступков соперника);

2) различные черты:

A) социальное положение (Кирсанов — дворянин, Базаров — разночинец);

Б) манера поведения (аристократизм Кирсанова, плебейство Базарова.);

B) внешний вид (небрежность у Базарова, подчеркнутая изящность у Кирсанова);

Г) взаимоотношения друг с другом (недружелюбное н равнодушное отношение Базарова к Кирсанову, резкое неприятие, ненависть Кирсанова к Базарову);

Д) поведение в споре (убежденность Базарова, сочетающаяся с пренебрежением к собеседнику, полное неприятие прежних устоев и правил, огульное отрицание, у Кирсанова — отстаивание аристократических «принсипов», непререкаемое подчинение авторитетам).

3. Философское осмысление Тургеневым образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (бессмысленность и бесцельность существования обоих приводит к трагичности образов, конфликт аристократа и разночинца как общественная проблема приобретает драматический характер, автор задается вопросом: какова дальнейшая судьба общества, где царит атмосфера непонимания и пренебрежения человеческими достоинствами. Видимо, поэтому Тургенев пытается найти точки соприкосновения двух противоположных личностей).

ЗАДАНИЕ: Напишите план (смотрите данный выше образец в «практикуме» пособия «Базаров и П.Кирсанов») к теме: «Обломов и Штольц». Особенно продумайте, с какой целью сравниваются данные герои.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Сравнение признаков весны и осени»

Алевтина Бобова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Сравнение признаков весны и осени»

ЦЕЛИ:

I. Образовательная:

1.) Сравнение признаков весны и осени.

II. Коррекционно-развивающая:

1.) Обобщение ранее полученных знаний о весне и осени.

2.) Обучение преобразованию существительного единственного числа в существительные множественного числа. ;

3.) Обогащение словарного запаса;;

4.) Составление рассказа по пиктограмме.

5.) Развитие связной речи;

6.) Развитие слухового и зрительного восприятия;

7.) Развитие логического, образного мышления;внимания;

9.) Развитие мелкой и общей моторики;

III. Воспитательная:

1.) Воспитание навыков самостоятельной деятельности;

2.) Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

3.) Воспитание прилежности;

4.) Воспитание аккуратности;

5.) Воспитание бережного отношения к дидактическому материалу;

6.) Формирование навыка самоконтроля и самооценки;

7.) Воспитание взаимодействия в коллективе

Оборудование:

Пиктограмма. Картинки с изображениями весны и осени.

Орг. момент.

Здравствуйте ребята. Встали все правильно. Посмотрели на меня. Улыбнулись друг другу.

Ребята, сейчас на место сядет тот, кто назовет, какая осень? Слушайте внимательно, какая осень?

Молодцы.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие признаки осени вы знаете?

Молодцы ребята.

Ребята, вы сказали, ветры холодные дуют. Молодцы, вы это знаете, замечаете. А сейчас поиграем со словом ветер. Хотите поиграть?

Ребята, ответьте мне на вопрос, Что делает ветер? (дует)

Что делал ветер? (дул)

Что сделал ветер? (сдул)

Что будет делать ветер? (будет дуть)

Молодцы, ребята. Поиграли с ветерком.

Ребята, а сейчас мы поиграем с вами еще в одну интересную игру. Но эта игра требует внимания. Будьте очень внимательны. Вы должны угадать слово.

Ветер дует, а ветры …

Птица улетает, а птицы….

Лист желтеет, а листья….

Цветок увядает, а цветы…

Холод наступает, а холода….

Лист падает, а листья….

Ребята, а сейчас встаньте. Отдохнем мы с вами.

Физкультминутка:

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревья выше, выше.

Молодцы ребята. Отдохнули!

Ребята, а сейчас отгадайте загадки.

1. Время года отгадай:

2. Гнет к земле деревья

Собирают урожай, Тучи нагоняет,

Разноцветный лес красивый, пыль с дороги темной

Мокнут скошенные нивы, нам в лицо бросает.

Тучи по небу гуляют. Кто о нем загадку,

Птицы к югу улетают, Дети, отгадают? (ветер)

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят. (осень).

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал –

Всех под зонтики загнал. (дождь)

Молодцы ребята. Угадали загадки.

А сейчас вспомните и скажите, какие времена года вы еще знаете?

Молодцы. Ребята, давайте мы с вами вспомним, что происходит с природой весной, а что происходит осенью.

Какое небо весной, а какое небо осенью?

Про птиц, что делают весной, что делают осенью.

Про деревья. Про цветы. Про урожай. Про насекомых. Про одежду. Про день и ночь.

Ребята, и придумаем рассказ.

У вас на столах лежит таблица. Положите ее перед собой.

1. Какое небо весной? Чистое, высокое, облака белые

Осенью – темные тучи, часто идет дождь.

2. Вспомните, какое солнце весной? Теплое, ласково греет.

Осенью – греет слабо, тусклое.

3. про птиц вспомним. Весной птицы к нам прилетают, а осенью – улетают.

4. Весной на деревьях почки набухают, листочки распускаются, а осенью – листья желтеют, опадают.

5. Цветы весной распускаются, цветут, а осенью – увядают.

6. Весной сажают в землю семена, чтобы вырос урожай, а осенью собирают урожай.

7. Про насекомых вспомним. Осенью насекомые выползают из коры деревьев, из земли. Просыпаются. А осенью снова прячутся.

8. Весной начинают носить легкую одежду, а осенью теплую.

9. Весной дни длиннее, ночи короче, а осенью ночи длинные, а дни короткие.

Молодцы ребята.

А сейчас, ко мне будут подходить ребята, и по очереди, по строчке, рассказывать рассказ.

Молодцы ребята.

Ребята, молодцы. Я вами очень довольна сегодня. На этом наше занятие окончено. До свидания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *