Царства в природе

Царства в природе

Тема: Разнообразие жизни на земле: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные (4 часа)

Тема 3. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ: ВИРУСЫ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (4 часа)

План:

1. Неклеточные формы жизни и прокариоты.

2. Особенности строения грибов.

3. Царство растений.

4. Царство животных.

В процессе длительного эволюционного развития органического мира на Земле появились разнообразные живые организмы, их видовой и количественный состав непрестанно меняется. В настоящее время на Земле существуют как примитивные, так и высокоорганизованные живые организмы, которые находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом и с веществами неживой природы, образуя сложный круговорот.

Неклеточные формы жизни

ВИРУСЫ – Vira, Virus (от лат. — яд) – неклеточные формы жизни, являются внутриклеточными паразитами на генетическом уровне.

Субмикроскопические объекты доклеточного уровня организации, способные проникать в определенные живые клетки и размножаться только внутри клеток (облигатные паразиты). Открыты рус. биологом в 1892 г., в 1898 г. М. Бейеринк ввел термин вирус. Вирусы распространены в природе повсеместно, поражают все группы живых организмов, в настоящее время описано около 500 вирусов. Вирусы – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Вирусные болезни животных – ящур крупного рогатого скота, чума птиц, рожистое воспаление свиней. У растений вирусы вызывают следующие заболевания: мозаика листьев (желтые пятна на листьях), карликовость или морщинистость листьев. Среди заболеваний человека вирусную природу имеют грипп, оспа, ВИЧ, свинка и др.

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагмента генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, которая окружена защитной белковой оболочкой, ее называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть еще дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина. В вирусе всегда только один тип нуклеиновой кислоты (либо ДНК, либо РНК), поэтому вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие. Вирионы самой разнообразной формы и видимы только в электронный микроскоп.

Все активные процессы вирусов протекают в клетке-хозяине. Попав внутрь клетки-хозяина, они «выключают» инактивируют хозяйскую ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных частиц. Некоторые вирусы, попав внутри клетки-хозяина, не реплицируются. Вместо этого их нуклеиновая кислота включается в ДНК хозяина и может оставаться в течение длительного времени, реплицируясь вместе с собственной ДНК хозяина. Такой неактивный вирус называется провирусом.

ПРОКАРИОТЫ:

БАКТЕРИИ Bacteriobionta –одноклеточные организмы самой разнообразной формы: бациллы (палочковидная), кокки (шаровидная), стафилококки (напоминают виноградную гроздь), стрептококки (образуют цепочки клеток), спириллы (спиралевидные) и т. д. Бывают неподвижные, но могут двигаться с помощью жгутиков.

В основе классификации лежит строение их клеточной стенки, которая придает клетке определенную форму и жесткость. Бактерии делятся на грамположительные и грамотрицательные. В клеточной стенке и тех и других есть особая жесткая решетка, состоящая из муреина, который играет роль структурного компонента подобно целлюлозе в клеточных стенках растений, свойствен только прокариотам. Молекула муреина представляет собой правильную сеть из параллельно расположенных полисахаридных цепей, сшитых друг с другом короткими цепями пептидов. Таким образом, каждая клетка окружена сетевидным мешком, составленным всего из одной молекулы.

У грамположительных бактерий в муреиновую сетку встроены другие вещества, главным образом, полисахариды и белки. Так вокруг клетки создается сравнительно толстая и жесткая упаковка. У грамотрицательных бактерий клеточная стенка гораздо тоньше, но устроена она сложнее. Муреиновый слой снаружи покрыт мягким и гладким слоем липидов, что защищает их от лизоцима (антибактериальный агент, фермент, разрушающий клеточные стенки бактерий путём гидролиза).

Бактериальная клетка имеет специфическое строение: снаружи она окружена плотной оболочкой, иногда покрыта слизистой капсулой. В цитоплазме бактерий нет митохондрий, ЭР. Рибосомы расположены в цитоплазме, оформленное ядро отсутствует, ряд бактерий содержит пигмент бактериохлорофилл, близкий по составу к хлорофиллу.

Характерным признаком является образование спор, которые образуются в результате сжатия содержимого клетки и потери воды. Образовавшийся плотный комочек одет плотной оболочкой, которая предохраняет от высыхания.

Живут бактерии либо одиночными клетками, либо колониями, окруженными ослизняющимися оболочками (капсулами). Размножаются делением клетки на две части (при благоприятных условиях через 15-25 минут).

Бактерии – космополиты, широко распространены на всех материках. По физиологическому разнообразию бактерии превосходят все известные биологические формы. Они получают энергию за счет биологического окисления неорганических соединений (хемотрофы). В зависимости от природы окисляемого соединения, используемого в обмене веществ, бактерии делятся на органотрофы (энергетический источник – органическое вещество) и литотрофы (получают энергию за счет окисления неорганического вещества). Бактерии играли важную роль в процессах, происходящих в природе, на протяжении все истории Земли, они сформировали биосферу, от жизнедеятельности бактерий зависит постоянство газового состава атмосферы.

Бактерии активно участвуют в минерализации органических соединений, образуя необходимые для растений питательные вещества; гнилостные бактерии разлагают белок с образованием аммиака, окисляемого нитрифицирующими бактериями до нитритов, а другими формами – до нитратов и свободного азота.

Гниение – это разрушение белковых, азотистых органических веществ, которое осуществляется разными видами бактерий, которые выполняют гигиеническую роль в обезвреживании трупов животных. Брожение – сложный процесс распада углеводистых органических веществ. По характеру продуктов распада углеводистых веществ различают несколько типов брожения: молочно-кислое, масляно-кислое, уксусно-кислое.

Бактерии оказывают большое влияние на почвообразовательные процессы. В результате синтетической деятельности бактерий совместно с другими микроорганизмами в почве создается перегной, повышая плодородие. Бактерии подразделяют на 2 группы: аэробные (развиваются при наличии воздуха) и анаэробные (без доступа воздуха).

В природе и практике с/х огромное значение приобретают азотфиксирующие бактерии (азотобактер), которые, поселяясь в почве, способны усваивать азот из воздуха, переводить его в связные соединения, доступные растениям, и обогащать ими почву. Немаловажная роль в этом отношении и клубеньковых бактерий, которые вступают в симбиоз с корнями бобовых растений. Бактерии также участвуют в круговороте железа, фосфора, кальция и кремния. Многие из них являются возбудителями тяжелых инфекционных заболеваний – дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза и т. д. У растений бактерии вызывают заболевания, известные под названием бактериозы.

Бактерии широко используются в народном хозяйстве: для выщелачивания металлов из руд, получения различных органических веществ. Кроме того они способны синтезировать витамины, антибиотики, ферменты, аминокислоты – с этой целью применяются в современной биотехнологии. Молочнокислые бактерии используются для приготовления кисломолочных продуктов. Все более возрастает значение бактерий как источника пищевого и кормового белка, а также энергетических продуктов – водорода и метана.

Сине-зеленые водоросли относятся к прокариотам. Бывают одноклеточные, колониальные, нитчатые водоросли. Пигменты, встречающиеся в клетках: хлорофилл А, каротин, фикоцианин, фикоэритрин. Клетки сине-зеленых лишены типичных ядер, митохондрий, хроматофоров, вакуолей с клеточным соком. Оболочка клетки сине-зеленых состоит из пектиновых веществ и снаружи покрыта слизистым веществом. Цитоплазма пропитана пигментами и называется хроматоплазмой. В качестве запасного продукта накапливается углевод гликоген (животный крахмал).

Размножаются очень быстро, простым делением клеток пополам. Половой процесс — отсутствует. У нитчатых сине-зеленых водорослей размножение происходит участками, на которые распадаются эти водоросли. Такие участки называются гормогониями.

При неблагоприятных условиях водоросли образуют споры из обычных клеток, которые покрываются утолщенной оболочкой (как бактерии), что предохраняет содержимое от неблагоприятных условий, благодаря чему длительное время сохраняется их жизнеспособность. При наступлении благоприятных условий споры прорастают, дают начало новой клетке. По своему упрощенному строению они значительно отличаются от других водорослей и ближе всего стоят к бактериям.

Представители этого отдела:

Хроококк (chroococcus) — одноклеточная водоросль шаровидной формы. Широко распространена на болотах, между кочками и среди тины.

Осциллярия (oscillaria) – нитяатая водоросль, распространена в водоемах со стоячей водой, часто образуя темно-зеленую пленку на поверхности воды.

Носток (nostoc) –нитчатая водоросль, нити или цепочки ее соединены в колонии шаровидной формы размером с плод сливы. Снаружи эти колонии покрыты студенистой массой. Встречается по берегам прудов и озер, на влажной почве.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ГРИБОВ

ГРИБЫ Fungi, Mycota – это низшие эукариоты, которые произошли от примитивных водорослей, живших в условиях плохого освещения, потерявших хлорофилл и перешедших на паразитический или сапрофитный образ жизни.

Существует около 100 000 видов грибов, разнообразных по внешнему виду и распространению. Все грибы нуждаются во влаге и тепле, оптимальная температура для большинства из них 20 -25 С, свет грибам не нужен. В клеточной оболочке содержится хитин, гликоген – запасное вещество, продукт обмена – мочевина, используют готовые органические вещества, это все объединяет их с животными. Большинство грибов ведет прикрепленный образ жизни, обладает неограниченным ростом, поглощают пищу всей поверхностью тела – это черты растений; поэтому грибы выделяют в самостоятельное царство.

Строение. Гетеротрофность – характерная особенность грибов, которая и определила основные черты их строения. Тело гриба – мицелий, или грибница, имеет вид тонких разветвленных нитей, это гифы гриба. Мицелий развивается на поверхности или внутри субстрата и имеет большую поверхность соприкосновения с ним, что обеспечивает осмотическое поглощение питательных веществ. Примитивно устроенные грибы мицелия не имеют. Это одноклеточные организмы. Некоторые виды грибов имеют мицелий неклеточного строения; он сильно разветвлен, но поперечных перегородок гифы не имеют, и весь мицелий представляет как бы одну клетку. Образование поперечных клеточных перегородок (септ) по длине гифы характерно для высших форм грибов, однако эти перегородки часто не сплошные, а имеют в средней части отверстие. Гифы мицелия могут плотно сплетаться, образуя ложную ткань – плектенхиму (белый гриб, подосиновик и др). Оболочка гиф состоит из углеводов, также из пектина, чаще со значительной примесью хитина (характерного для покровной ткани насекомых), что делает такую оболочку непроницаемой для многих веществ. Оболочка гифы часто пропитывается различными веществами, придающими ей прочность, и пигментами, окрашивающими ее в бурый, черный и другие цвета. Мицелий многих грибов обладает свойством вступать при неблагоприятных условиях (наступление зимы, засуха и т. д.) в стадию покоя. При этом он отдает значительную часть воды из своих клеток и тем самым приостанавливает процессы ферментации.

По способу питания грибы разделяются на: 1) облигатных паразитов и облигатных сапрофитов, т. е. ни в одной из фаз развития паразит не становится сапрофитом, а сапрофит паразитом; 2) факультативных паразитов, обычно паразитирующих, но в одной из стадий онтогенеза способных перейти на сапрофитизм; 3) факультативных сапрофитов, ведущих сапрофитный образ жизни, но способных в одной из стадий прибегать к паразитизму; 4) грибы-симбионты, вступающие в связь с растениями.

Питание грибов совершается всей поверхностью мицелия путем осмоса, а в некоторых случаях также при помощи всасывающих ризоидов. Отложение запасных питательных веществ сосредоточивается в той или иной части мицелия, в спорах, как зачатках будущих организмов. Основные запасные вещества – гликоген, капли липидов и гранулы белков.

Вегетативное размножение у грибов осуществляется различными способами: случайными обрывками мицелия, почкованием, т. е.образованием боковых выростов на мицелии или даже на одной клетке, которые, разрастаясь, превращаются в самостоятельные клетки, отчленяющиеся от мицелия. Бесполое размножение у грибов имеет основное значение и происходит посредством образования многочисленных видов спор, характерных для определенных типов грибов. Споры грибов строго дифференцированы как органы размножения и соответственно этому носят различные названия: зооспоры, спорангиоспоры, конидии, хламидоспоры, головневые споры, уредоспоры, телейтоспоры и т. д. (шампиньон в течение 2 суток образует до 2 млрд. спор, плодовое тело трутовика производит до 10 млрд. базидиоспор ежегодно).

Половой процесс у грибов очень сложен. Существуют 4 типа половой копуляции: слияние двух одноядерных дифференцированных гамет; слияние дифференцированной гаметы с гаметангием; слияние двух гаметангиев; соматическая копуляция – половое слияние недифференцированных вегетативных клеток.

Классификация грибов:

Хитридиомицеты Chytridiomycetes Оомицеты Oomycetes Зигомицеты Zygomycetes Аскомицеты Ascomycetes Базидиомицеты Basidiomycetes Несовершенные грибы Fungi imperfecti, Deuteromycetes

Грибы, как и бактерии, играют важную роль редуцентов в общем круговороте веществ в природе. Как гетеротрофные организмы грибы ферментативно разлагают сложные органические вещества до углекислого газа и воды, делая их доступными для автотрофных растений. Особенно велика роль грибов в разложении растительных остатков, содержащих целлюлозу и пектин. Обитая в почве, они способствуют повышению ее плодородия.

Многие виды грибов вызывают болезни культурных растений, другие виды грибов незаменимы в получении ценных для человека продуктов питания (хлеб, пиво, сыр), лекарственных препаратов (антибиотики, витамины группы В), стимуляторов роста (гиббереллин), органических кислот. Многие грибы используются в пищу и, несмотря на то, что усвояемость их невелика, имеют значение как источник ферментов и экстрактивных веществ.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ Thallophyta – слоевцовые, или талломные – характеризуются отсутствием дифференциации тела на корень, стебель, лист, отсутствием тканей.

ВОДОРОСЛИ Algae — представлены на Земле более 20 000 видами. Обычно водные растения, встречаются также в почве. Это одноклеточные, колонниальные и многоклеточные растения, иногда тканевого строения. Тело водорослей – таллом, слоевище, не имеет настоящих листьев, стеблей и корней, хотя у них есть внешне похожие части. Пластиды у водорослей называются хроматофорами. Представляют собой тело в виде ленты или пластинки различной формы, в хроматофорах находятся тельца, богатые белковыми веществами, называемыми пиреноидами. Кроме хлорофилла, содержат другие пигменты: каротин, ксантофилл, фикоциан, фикоэритрин, фукоксантин. Различная окраска водорослей имеет приспособительное значение. На больших глубинах свет поглощает красный пигмент, поэтому красные и бурые водоросли расположены на больших глубинах. Клетки водорослей отграничены снаружи цитоплазматической мембраной – плазмалеммой. Кнаружи от нее находится клеточная стенка. Нередко в клеточной стенке присутствуют добавочные компоненты: кремний, карбонат кальция, редко хитин, кремнезем. Цитоплазма располагается тонким постенным слоем, в ней хорошо различимы элементы ЭР, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, хроматофоры, ядра.

Размножение осуществляется различными способами: вегетативно – разрывом на отдельные участки талломов (фрагментация), либо делением клетки пополам; бесполое – с образованием спор или зооспор. Половой процесс – хологамия (цельный брак) – слияние 2-х одноклеточных особей; изогамия – гаметы одинаковы по величине и строению; гетерогамия, оогамия. Клетки водорослей, в которых вырабатывается гамета, называются гаментангиями. Гаметангии оогамного процесса называются оогониями (вырабатывают яйцеклетки) и антеридиями (вырабатывают сперматозоиды). Есть конъюгация – две вегетативные клетки соединяются направленными друг к другу выростами и протопласты этих клеток сливаются через копуляционный канал.

На водорослях можно легко проследить различные пути эволюции: 1 – от одноклеточных форм через колониальные к многоклеточным; 2 – от пассивно или активно передвигающихся форм до прикрепленных к субстрату; 3 – от бесполого к половому размножению, постепенно усложняющемуся.

Водоросли – древнейшие фотосинтезирующие организмы на Земле, создавшие ее кислородную атмосферу. От них произошли растения, заселившие сушу. Геохимическая роль водорослей связана, прежде всего, с круговоротом в природе кальция и кремния. Крупные водоросли используют в пищу, в медицине, как корм для скота, служат сырьем для получения агара, альгинатов, йода; объект аквакультуры (ламинарии, макроцистис, порфира). Многие водоросли – важное звено в процессе биологической очистки сточных вод, некоторые используются как биоиндикаторы загрязнения водоемов.

ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ заселили сушу в середине-конце силурийского периода, около 415-430 млн. лет назад. Как и сейчас, много лет назад наземные условия существования резко отличались от условий жизни в воде. Поэтому переход предков растений в совершенно новые для них условия обитания (воздушной и почвенной) мог произойти лишь при условии появления у них приспособлений для водоснабжения и транспорта питательных веществ, для защиты от высыхания.

Сложные дифференцированные многоклеточные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде. Тело растения расчленено на стебли, листья и корни, имеются эпидермис и устьица, комплекс проводящих тканей, многоклеточный зародыш. Эволюция высших растений шла по пути возрастающего приспособления к наземному образу жизни. Выжили те, кто приспособился к новым условиям обитания, благодаря развитию специализированных органов: листьев, при помощи которых осуществляется процесс фотосинтеза; стеблей, на которых формируются листья и благодаря которым осуществляется связь между листьями и корнями в передвижении питательных веществ; корней, расположенных в почве, в которой они закрепляются и из которой поглощают минеральные вещества и воду. Половой процесс усложнился, появились многоклеточные половые органы – архегонии – в них развивается яйцеклетка и антеридии – в которых формируются многочисленные сперматозоиды.

Архегоний имеет колбообразную форму. Нижняя расширенная часть – брюшко, в нем развивается яйцеклетка, верхняя узкая часть – шейка. Яйцеклетка защищена архегонием, что предохраняет ее от высыхания. После оплодотворения образуется зигота. Антеридий – орган овальной формы с отверстием для выхода зрелых сперматозоидов.

У высших растений хорошо выражена ритмическая смена поколений: полового (гаметофита) и бесполого (спорофита). У большинства высших растений доминирует спорофит (исключение – мхи). На гаметофите образуются половые органы, в них развиваются половые клетки, после слияния гамет из диплоидной зиготы развивается бесполое поколение – спорофит. На нем в спорангиях образуются гаплоидные споры. Из споры формируется опять гаметофит. Таким образом, спорофит диплоиден, гаметофит – гаплоиден. Споры у высших растений образуются в специальных образованиях – многоклеточных спорангиях, возникающих на диплоидном спорофите. Споры лишены жгутиков, неподвижны, в разной степени кутинизированы и приспособлены к пассивному распространению (преимущественно ветром).

Мхи, плауны, хвощи и папоротники размножаются главным образом спорами, их объединяют в группу высших споровых растений. Высшие растения, имеющие архегоний, называются архегониальными.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ Gymnospermatophyta, Pinophyta – древняя группа, берущая свое начало с верхнего девона, но их бурное развитие происходит в пермском и мезозойском периоде, когда споровые растения начинают угасать. Их возникновение связано с местными внутриматериковыми оледенениями, виды оказались способными осваивать обширные пространства в умеренных областях Северного полушария, где они и поныне занимают господствующее положение в сложении растительного мира. В конце мезозоя, в меловом периоде, начинают исчезать и некоторые голосеменные (бенеттитовые, семенные папоротники), однако многие хвойные в настоящее время широко представлены на Земле, играют немаловажную роль в жизни природы.

Широкое распространение объясняется тем, что размножение у них осуществляется не спорами, а семенами. Новый способ размножения оказался наиболее соответствующим наземному образу жизни растений, и только с приобретением его, высшие растения порвали древнюю связь с водной средой, необходимой в момент оплодотворения, и стали вполне сухопутными. Таким образом, молодые растения вступают в самостоятельную жизнь более жизнеспособными, чем споровые растения.

Все голосеменные – разноспоровые растения; имеются микро — и мегастробилы (мужские и женские шишки) различной формы. В микроспорангиях формируются микроспоры. Микроспоры заключены в оболочку и называются пылинками, а их совокупность – пыльцой. Пыльца разносится ветром и попадает непосредственно на семязачаток (женскую шишку). Происходит оплодотворение, из семязачатка формируется семя. Из оплодотворенной яйцеклетки формируется зародыш, состоящий из корешка, стебелька и почечки.

Современные голосеменные в подавляющем большинстве растения крупные, древесные, реже кустарниковые. Листья современных голосеменных весьма различны, в виде хвои или чешуевидные, как правило, вечнозеленые (исключение лиственница).

Автотрофные растения – важнейший активный компонент биосферы. От их жизнедеятельности зависит течение общебиосферных процессов обмена веществ и трансформации энергии, газовый состав атмосферы, климат, водный режим суши, характер процессов почвообразования.

В наземных условиях цветковые обычно доминируют в растительном покрове, составляют «каркас» большинства экосистем. Они формируют среду обитания животного населения, которые связаны с ними самыми разнообразными трофическими и иными связями.

Покрытосеменные растения отличаются необычайным полиморфизмом, удивительной эволюционной пластичностью и могут существовать в самых разнообразных условиях обитания, вплоть до безводных пустынь, скал, солончаков и т. д. Это единственная группа среди высших растений, представители которой сумели вторично освоить морскую среду: в соленых водах морских мелководий вместе с водорослями растут десятки видов покрытосеменных.

Разнообразие размеров и жизненных форм растений поражает воображение. Самый крохотный представитель – ряска вольфия достигает 1-1,5 мм в диаметре, гигантские эвкалипты вырастают до 100 м. Деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы, плотоядные растения – это общеизвестные примеры. Все это дает цветковым растениям возможность в полной мере реализовать свой эволюционно-адаптационный потенциал.

Признаки покрытосеменных — по давней традиции характерным признаком считают цветок, существенные его части – андроцей и гинецей. Важнейшая часть пестика – завязь, в которой, как в замкнутой полости, развиваются семязачатки. Одна из наиболее характерных особенностей покрытосеменных – двойное оплодотворение, одно из следствий которого – формирование питательной ткани (эндосперма).

Происхождение покрытосеменных остается тайной до сих пор. В основе родословия современных растений лежала некая вымершая к настоящему времени группа – общий предок, имеющий общий комплекс признаков по отношению ко всем ныне живущим покрытосеменным. Эти древние покрытосеменные в свою очередь, берут начало от неизвестного нам предкового таксона, скорее всего от каких-то мало специализированных голосеменных. Возникновение первичных цветковых было результатом мощного арогенеза (быстрый и важный эволюционный скачок), он создал возможности для интенсивной адаптивной эволюции и дифференциации. Необычный полиморфизм цветковых сформировался в основном уже в процессе быстрой эволюции древних покрытосеменных. В итоге эволюционной дифференциации возникло большинство порядков современных цветковых растений. Они представляют собой лучи одного веера, выходящие из одной точки, и практически одновозрастны в эволюционном отношении. Отдел покрытосеменные делится на классы: двудольные Dicotyledoneae и однодольные Monocotyledoneae. Они сформировались и обособились друг от друга на заре эволюции покрытосеменных, образуя как бы две большие семьи.

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ

В соответствии с наиболее распространенной классификацией царство животных подразделяют на подцарства Одноклеточные (Monocytozoa), или Простейшие (Protozoa) и Многоклеточные (Metazoa). Многоклеточные подразделяют на животных, не имеющих настоящих органов и тканей (Parazoa), и на настоящих многоклеточных животных (Eumetazoa). Примером первых являются губки, примером вторых – все остальные многоклеточные животные. Наконец, животных подразделяют на беспозвоночных и позвоночных. К беспозвоночным относят животных, не имеющих типичного скелета, к позвоночным – имеющих скелет. Эти подразделения не основываются на естественной системе классификации, но они имеют практическое значение, отражая общие черты организации живого мира.

Все животные (за исключением простейших) являются многоклеточными гетеротрофными организмами, способными к движению. Для них (кроме губок) характерна координация частей тела с помощью нервной системы.

Обобщающий урок по теме : «Царства Бактерии, Грибы, Растения, Животные »

Цель урока

обобщение и систематизация знаний учащихся о царствах живой природы

Задачи

Образовательные: показать многообразие царств живой природы, их отличительные особенности;

Воспитательные: сформировать интерес к природе, бережное отношение к окружающей среде;

Развивающие УУД:

• формировать приёмы анализа, классификации и обобщения;

• формировать умение планировать собственную и учебную деятельность;

• организовать поисковую деятельность, направленную на поиск информации;

Деятельностные УУД

  • уметь отличать живые организмы;

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД:Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности;

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование

таблицы, листы с заданиями, компьютер, интерактивная доска, презентация, натуральные объекты: трутовик, яблоко, гнилое яблоко, микропрепараты бактерий, мукора, тушки животных, птиц.

Форма урока

Интеллектуальный марафон.

Технологии построения урока

Технология развития критического мышления, ИКТ

Обобщающий урок по теме : «Царства Бактерии, Грибы, Растения, Животные »

Ход урока.

I. Организационный момент

Приветствие, пожелание на урок. Создает комфортную ситуацию для начала урока.

Приветствие учителя. Готовятся к началу урока, делятся на 3 группы.

Выбираются капитаны команд. Определяют название команды.

II. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Ребята! Развитие живой природы носит исторический характер, то есть, развитие происходит от простых форм к сложным, от низкоорганизованных к высокоорганизованным и представлена большим разнообразием и многообразием биологических видов.

Задает вопрос:

1.Какие вы знаете царства природы?

2. Какие из них мы уже изучили?

3.Вы можете предположить, о чем пойдет речь сегодня на уроке

4.Каковы задачи нашего урока?

5. На основании каких признаков организмы подразделяют на царства?

  1. Конкурс «Систематики»

Вы, ребята поработаете сейчас учеными, а какими попробуйте догадаться сами?

И С А Т И М Е Т А С К

9 3 7 8 2 6 5 4 11 1 10

Организация фронтальной работы с классом для актуализации имеющихся знаний и умений. Каждая команда получает задание. Найти определениям соответствующие царства.

  1. Главным отличием организмов данного царства является наличие хлорофилла в клетках.

  2. По способу питания организмы данного царства гетеротрофы.

  3. Это царство еще называют царством прокариот.

  4. Все организмы представлены неклеточными формами жизни.

  5. По способу питания организмы данного царства автотрофы.

  6. Организмы данного царства ограничены в передвижении.

  7. Запасное вещество представителей царства является гликоген.

  8. По форме различают кокки, бациллы, вибрионы.

  9. Тело организмов данного царства представлено мицелием.

  10. Представители царства играют важную роль в утилизации отходов.

2. Конкурс «Переводчики».

Создаёт проблемную ситуацию, организует работу в группах. Вставьте пропущенное слово, расшифруйте предложение, исправьте ошибки.

Грибы-симбионты хотя и живут за счет других организмов, но одновременно и приносят им вред, выделяя необходимые минеральные вещества и перерабатывая отходы. Гриб получает у дерева сахар, которого ему не хватает, а взамен отдает влагу и пищу, которую добывает сам из почвы. Среди них белый гриб, подосиновик, масленок, рыжик, подберезовик, моховик и многие другие.

Грибы, которые питаются органическими веществами, оставшимися от погибших животных и растений или их выделений, носят название сапрофиты. Примеры таких грибов, которые нам хорошо знакомы: сморчки, строчки, шампиньоны, дождевики. Также в эту категорию относится огромное количество плесневых грибов, защищающих продукты. Сапрофиты занимают важное место в круговороте веществ в природе, расщепляя сложные органические вещества до простых, подчищая мир от гниющих останков.

Паразиты освоились с жизнью на других живых организмах (или даже внутри), целиком питаясь за счет них. Они не угнетают жизнь хозяина. К грибам паразитам относятся трутовик, паразит картофеля- фитофтора. Среди съедобных грибов паразитом является известный всем нам опенок.

  1. 3. В гостях у «Бионики»

Ребята вам сейчас предстоит выяснить, что это за наука «Бионика». Для этого познакомьтесь с картинками на слайде и сделайте выводы.

Самолет, паутина, подводная лодка, нож, перо-молния, здание- мост.

  1. Физминутка

  1. 4. «Эрудиты»

Дайте определения терминам:

  1. Царство- самая крупная единица систематики.

  2. Вид- самая мелкая единица систематики.

  3. Гетеротрофы- организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

  4. Автотрофы- организмы сами образующие органические вещества.

  5. Фотосинтез- воздушное питание растений.

  6. Паразиты- организмы, питающиеся за счет хозяина.

  7. Симбиоз – взаимовыгодное существование организмов.

  8. Сапрофиты- организмы, питающиеся останками животных и растений.

  9. Мицелий- тело гриба, грибница.

  10. Кокки, бациллы, вибрионы – формы жизни бактерий.

  11. Прокариоты- организмы, не имеющие ядро в клетках.

  12. Эукариоты- организмы, имеющие ядро в клетке.

  1. 5. Лаборатория

В черных ящиках «микроскоп и лупа», «линейка и весы», «бинокль и картинки животных, птиц»

  1. 6. Экологи

Реши экологическую проблему:

Задания:

1.Шампиньоны и вешенки научились выращивать на соломе, на навозе, на обрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев. Почему нельзя выращивать белые грибы или подосиновики таким же способом?

2. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу деревьев, в дождливое на некотором расстоянии от него. Почему?

3. Возможна ли жизнь на Земле без деятельности бактерий и грибов? Почему?

7.Рефлексия. На сколько баллов вы сегодня работали на уроке?».

Анализ и синтез информации. Перевод информации из одной знаковой системы в другую. Взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Устные ответы на вопросы, распределяют организмы по царствам. Выделять существенную информацию из текста задания. Логически выстраивать свой ответ. Слушают, сравнивают, контролируют правильность ответов обучающихся. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.

Проводят обработку информации. Записывают ответы. Сотрудничество в группах.

Проверяют по образцу. Оценивают себя.

Выбор эффективного способа решения. Работа по алгоритму (плану). Само регуляция, контроль учебной деятельности

Анализ своей деятельности на уроке, умение оценить свою работу.

9. Домашнее задание

Задаёт и комментирует дифференцированно домашнее задание в зависимости от степени усвоения материала и заинтересованности учащегося в выполнении того или другого задания ( на выбор)

Воспринимают информацию и осознанно записывают своё задание.

Приложение 1.

Тест

Вариант 1.

1.Пеницилл относится к: А)плесеням;

Б) дрожжевым грибам;

В) ржавчинным грибам.

2. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет:

А) оболочка

Б) ядра

В) хлоропластов

3. Гриб трутовик, поселяясь на дереве:

А) улучшает всасывание деревом воды и солей

Б) разрушает ткани ствола

В) обеспечивает дерево органическими веществами

4. Для питания грибы – сапрофиты используют:

А) азот воздуха

Б) углекислый газ и кислород

В) готовые органические вещества

5. Споры грибов в отличие от спор бактерий:

А) представляют собой половые клетки

Б) выполняют функцию размножения

В) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий

Вариант 2.

  1. Грибы, в отличие от растений:

А)имеютклеточное строение

Б) не содержат в клетках хлоропластов

В) быстро растут

2. Пеницилл относится к царству:

А) бактерий

Б) растений

В) грибов

3. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как:

А) питаются готовыми органическими веществами

Б) их клетки имею оформленное ядро

В) их можно встретить в разных средах обитания

4. Корни деревьев и нити грибницы (гифы) многих шляпочных грибов образуют:

А) микоризу

Б) грибницу

В) мицелий

5.Грибы-паразиты вызывают заболевания:

А) только растений

Б)растений, животных и человека

В)растений и животных

Приложение 2.

Веселая физминутка

Давайте мы с вами заглянем в лес и

пособираем грибочки. Если гриб полезный или съедобный, то мы за ним накланяемся, если нетмотаем головой.

Грибы в загадках.

1.Рано — рано весной, на полянке лесной,

У канавки глинистой, сел старик морщинистый:

Греется на солнце в сереньком суконце.

(строчок)

2.Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу.

(дрожжи)

3.Конское копыто – к дереву привито.

(трутовик)

4.Росла заячья картошка

Да не взял никто в лукошко;

А теперь прорвешь бочок –

Пыхнет темный табачок.

(дождевик)

5.Выросли на палочке

Кисточки — метелочки,

Кисточки зеленые – лекари хваленые.

(пеницилл)

6.Есть старуха вредная,

На ней шляпка бледная

А нога в ботинке,

На чулке пестринки

Вокруг ворота – пораспорото;

Кто к ней прикоснется

Тот не проснется.

(поганка)

7.Это что за дело: просо обгорело!

И в метелках сажа,

И на листьях даже

(головня)

8.Из травки на опушке

Торчат свиные ушки,

А не видно свинки –

Ни боков, ни спинки.

(свинушк

Приложение 3.

  1. Главным отличием организмов данного царства является наличие хлорофилла в клетках.

  2. По способу питания организмы данного царства гетеротрофы.

  3. Это царство еще называют царством прокариот.

  4. Все организмы представлены неклеточными формами жизни.

  5. По способу питания организмы данного царства автотрофы.

  6. Организмы данного царства ограничены в передвижении.

  7. Запасное вещество представителей царства является гликоген.

  8. По форме различают кокки, бациллы, вибрионы.

  9. Тело организмов данного царства представлено мицелием.

  10. Представители царства играют важную роль в утилизации отходов.

Задания:

1.Шампиньоны и вешенки научились выращивать на соломе, на навозе, на обрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев. Почему нельзя выращивать белые грибы или подосиновики таким же способом?

2. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу деревьев, в дождливое на некотором расстоянии от него. Почему?

3. Возможна ли жизнь на Земле без деятельности бактерий и грибов? Почему?

Традиционно все живые организмы подразделяются на три домена (надцарства) и шесть царств, однако в некоторых источниках может быть указана другая система классификации.

Организмы помещаются в царства на основе сходства или общих характеристик. Некоторые из признаков, которые используются для определения царства включают: тип клетки, получение питательных веществ и размножение. Двумя основными типами клеток являются прокариотические и эукариотические клетки.

Обычные способы получения питательных веществ включают фотосинтез, абсорбцию и проглатывание. Типы размножения включают бесполое и половое размножение.

Ниже приведен список шести царств жизни и краткая характеристика организмов, состоящих в них

Царство Археи

Археи, растущие в озере «утренней славы» в национальном парке Йеллоустоун, производят яркий цвет

Первоначально эти прокариоты с одной клеткой считались бактериями. Они находятся в Домене Археи и имеют уникальный тип рибосомальной РНК. Состав клеточных стенок этих организмов позволяет им жить в очень сложных условиях, включая горячие источники и гидротермальные отверстия.

  • Домен: Археи;
  • Организмы: метаногены, галофилы, термофилы, психрофилы;
  • Тип клетки: прокариотическая;
  • Обмен веществ: в зависимости от вида — для метаболизма может потребоваться кислород, водород, углекислый газ, сера, сульфид;
  • Способ питания: в зависимости от вида — потребление пищи может осуществляться путем абсорбции, не фотосинтетического фотофосфорилирования или хемосинтеза;
  • Размножение: бесполое размножение путем бинарного деления, почкования или фрагментации.

Примечание: в некоторых случаях археи относят к Царству Бактерий, однако большинство ученых выделяют их в отдельное Царство. Фактически данные анализа ДНК и РНК показывают, что археи и бактерии настолько различные, что их нельзя совмещать в одно Царство.

Царство Животные

В это Царство входят все животные организмы. Эти многоклеточные эукариоты зависят от растений и других организмов для поддержания жизнедеятельности. Большинство животных обитают в водных средах и варьируются от крошечных тихоходок до чрезвычайно больших голубых китов.

  • Домен: Эукариоты;
  • Организмы: млекопитающие, амфибии, губки, насекомые, черви;
  • Тип клетки: эукариотическая;
  • Обмен веществ: кислород необходим для метаболизма;
  • Способ питания: проглатывание;
  • Размножение: у большинства животных половое размножение, но у некоторых встречается бесполое.

Примечание: вирусы не принадлежат к вышеупомянутым 6 царствам жизни. Они намного меньше и менее сложные, чем клетки. Это макромолекулярные единицы, состоящие из ДНК или РНК, окруженные внешней оболочкой белка. У них нет связанных с мембраной органелл, нет рибосом, цитоплазмы, а также отсутствует источник собственного производства энергии. Вирусы не имеют клеточного дыхания, газообмена и т.д. Подобно паразитам, они способны размножаться только в живых клетках.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Итоговая проверка знаний по биологии — Рабочая тетрадь по биологии 7 класса Cуматохин (2 часть).

1. Устно дополните предложения недостающими словами:
• Зоология представляет систему наук и изучает животных, их многообразие, строение и жизнедеятельность, связи со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значение для человека.
• Морфология — наука о внешнем строении организмов;
• Анатомия — наука о внутреннем строении организмов;
• Систематика — наука, занимающаяся классификацией организмов;
• Этология — наука о поведении организмов.

2. Назовите имена и труды ученых, впервые исследовавших разных животных.
Аристотель – «История животных»
Антони ван Левенгук – описал мир простейших
Карл Линней – классификация растений и животных
Паллас – труд «Русско-Азиатская зоография»
Чарлз Дарвин – «Происхождение видов путем естественного отбора».

3. Перечислите царства живой природы. Назовите их особенности.
Грибы, растения, животные, бактерии, вирусы.
Бактерии — подвижные, паразиты, симбиотические. Не имеют ядра. Самые маленькие, микроскопические.
Грибы — неподвижные, разрушители, симбиотические, паразиты. Ранее их не могли отнести не к животным и не к растениям, у них очень много сходств есть с этими царствами.
Растения — неподвижные, есть симбиотические и паразиты, создают органические вещества(производители).
Животные — подвижные, потребители.
Вирусы – неклеточные формы жизни.

4. Какие признаки живого организма характерны для животных? Сравните их с характерными признаками растений. Как вы объясните многообразие животных в природе?
Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности: клеточное строение, способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ между организмом и окружающей средой, к размножению, росту, развитию.Животные отличаются от растений по следующим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Благодаря этому, животные освоили разные среды жизни — водную, наземно-воздушную, почвенную.

5. Сравните животную и растительную клетки по строению. Назовите их сходство и различия.
Различия:
1. В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы.
2. В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо.
3. Растительная клетка содержит особые органоиды – пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит.
4. В животных клетках, в отличие от растительных, имеется органоид клеточный центр. Его нет в клетках растений.Он играет важную роль в делении клеток животных.
Сходства:
В растительной и животной клетке существуют общие органоиды, такие как ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи.В цитоплазме клеток всех живых организмов имеются многочисленные включения белков, жиров, углеводов в виде зерен, капелек различной величины и формы. Эти вещества синтезируются в разных частях клетки, транспортируются, распределяются и используются в процессе обмена веществ.

6. Какие особенности передвижения и питания характерны для растений и для животных?
Передвижение: животные активно передвигаются, они не прикреплены к какому-либо месту. Растения не могут так быстро и активно двигаться, но у растений выделяют несколько видов движений:
—настии — движение растений как реакция на раздражитель внешней среды, например движение подсолнечника вслед за солнцем.
—тропизм — это реакция на направленный раздражитель.
Питание: у большинства растений автотрофное (из неорганических веществ создают органические и ими же питаются), у животных тип питания – гетеротрофный (берут себе питательные вещества из окружающей среды).

7. В соответствии с правилами систематики расположите последовательно следующие систематические категории: отряд, царство, класс, тип, семейство, вид, род. Поясните на конкретных примерах.
1 Вид — Лисица обыкновенная
2 Род — Лисица
3 Семейство — Волчьи
4 Отряд — Хищные
5 Подтип — Позвоночные
6 Тип — Хордовые
7 Класс — Млекопитающие
8 Царство — Животные

8. Дайте определение тканям. Назовите основные типы животных тканей. В чем их отличие от растительных?
Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющих определенную функцию и сходных по строению и происхождению.
Эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. От тканей растений отличатся по строению и химическому составу клеток, а также по выполняемым функциям. У растений также нет аналога нервной ткани.

9. Назовите и кратко охарактеризуйте строение и функции тканей:
• эпителиальной;
• соединительной;
• мышечной;
• нервной.
Эпителиальная состоит из плотно прилегающих клеток, покровная функция.
Нервная состоит из нейронов и клеток спутниц, передают возбуждение, высшая нервная деятельность, связь организма с окружающей средой.
Соединительная – обычно много межклеточного вещества, функции: транспортная, опорная, защитная, кроветворная регуляторная.
Мышечная поперечно-полосатая и гладкая, имеют свойства возбудимости и сократимости.

10. Дайте определение системе органов. Назовите органы, образующие одну из систем у млекопитающих:
• опорно-двигательную;
• пищеварительную;
• дыхательную;
• выделительную;
• кровеносную;
• нервную.

Каково значение каждой из этих систем?
Система органов-это совокупность органов, связанных общей функцией.
а) опорно-двигательную — движение, опора, защита.
б) пищеварительную — переваривание пищи. Органы: ротовая полость, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, анальное отверстие, печень, поджелудочная железа.
в) дыхательную — газообмен.
г) выделительную — выведение ненужных продуктов жизнедеятельности.
д) кровеносную — транспортная
е) нервную — обеспечивает связь организма с внешней средой согласованную работу органов и систем.
ж) половую — обеспечивает половое размножение.

11. Какими эволюционно прогрессивными чертами обладают птицы и млекопитающие?
1) зубы и челюстная коробка меняются
2) конечности обрастают перьями (у птиц)
3) позвоночник искривляется
2) Теплокровность
3) 1) Улучшение челюсти
2) Омертвление передний конечностей и замены их крыльями
3) Изменение осанки в низ
4) Физиологические:
1- Теплокровность
2- Высокое развитие высшей нервной деятельности.
5) Анатомические:
1- Четырехкамерное сердце
2- Крупный головной мозг с хорошо развитыми полушариями
6) Поведенческие
1- Забота о потомстве
2- Большая (по сравнению с другими позвоночными) способность к коллективным действиям.

12. Перечислите, с какими уровнями организации органического мира вы познакомились при изучении животных.
Клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, биоценотический.

13. Какую роль играют животные в биоценозах?
Животные в биоценозах обычно играют роль консументов (I, II или третьего порядков) – потребителей органических веществ.

14. Какую роль играли животные в развитии человеческой цивилизации?
Некоторые животные были опасны для человека (хищники, ядовитые, вредители) – с ними он боролся, некоторые – полезны.
Множество видов человек одомашнил, чтобы использовать по своему усмотрению для получения пищи, одежды, лекарств, для приручения и помощи. Животные выполняют и эстетическую роль, как друг человека, как домашний питомец (кошка, собака, птицы, рыбки и др.). Животные помогали человеку с начала развития цивилизации.

15. Почему необходимо рационально использовать и охранять диких животных?
Животный мир на нашей планете является большой составной частью всей природной среды, это большое звено в цепочке разных экологических систем на нашей планете.
Он является незаменимым компонентом в процессе круговорота различных веществ, а также и энергии в природе.
Каждое животное выполняет какие-то предназначенные для него функции, занимает свое экологическое положение.
Есть некоторые виды животных, которые занесены в Красную книгу, а также есть и такие, которые имеют научное и воспитательное значение в принципе.
Любое животное является индивидуальным носителем своего генетического фонда. Мы должны максимально предотвратить исчезновения видов.Это прежде всего важно для будущих поколений, для сохранности нашей планеты

Перечислите царства живой природы. Назовите их особенности. Какие признаки живого организма характерны для животных? Сравните их с характерными признаками растений. Как вы объясните многообразие животных в природе?

1. Перечислите царства живой природы.

Царства живой природы:

• Вирусы

• Бактерии

• Грибы

• Растения

• Животные

2. Назовите их особенности.

Царство вирусы (особенности):

• Неклеточная форма жизни

• Признаки живых организмов проявляют только в клетке ( способны размножаться и контролировать обмен веществ)

• Содержат молекулу ДНК или РНК

• Не имеют органелл и ядра

• Поражают все клетки (грибов, растений, животных)

• Являются внутриклеточными паразитами

Царство бактерии (особенности):

• Нет оформленного ядра

• Нет мембранных органоидов

• Кольцевая ДНК – нуклеоид

• Клеточная стенка из муреина

• Есть слизистая капсула поверх клеточной стенки

• Есть рибосомы и все для синтеза своео белка

• Автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы

• При неблагоприятных условиях образют споры, которые способны оставаться сотни лет живыми

• Есть ворсинки или жгутики

• Размножаются делением клетки пополам

Царство грибы (особенности):,

• Клеточная стенка ( сходство с растениями) образована хитином (сходство с животными)

• Запасное вещество гликоген (сходство с животными)

• В продуктах обмена веществ есть мочевина (сходство с животными)

• Неограниченный рост (сходство с растениями)

• Не способны активно передвигаться (сходство с растениями)

• Гетеротрофы (сходство с животными)

• Являются редуцентами в цепи питания

• Есть вегетативное размножение (сходство с растениями)

• Осмотический способ питания (сходство с растениями)

• Тело представляет собой грибницу или мицелий, которые состоят из гиф (признак грибов)

• Образуют плодовое тело (признак грибов)

• Клетки одноядерные или многоядерные (признак грибов)

Царство растения (особенности):

— Автотрофы (способны к фотосинтезу – образование органических веществ из углекислого газа и воды при участии света и хлорофилла)

— Есть клеточная стенка из целлюлозы

— Есть пластиды

— Есть центральная вакуоль

— Неограниченный рост

— Не способны активно передвигаться

— Являются продуцентами в цепи питания

— Запасное вещество крахмал

— Есть вегетативное размножение

— Осмотический способ питания

— Процессы жизнедеятельности регулируются фитогормонами

Царство животные (особенности):

• Гетеротрофы

• Способны к активном передвижению

• Нет клеточной стенки

• Нет хлоропластов

• Ограниченный рост (растут до начала размножения)

• Есть клеточный центр

• Запасное вещество гликоген

• Являются консументами и редуцентами в цепи питания

• Характерна лучевая или двусторонняя симметрия

• Есть системы органов

Какие признаки живого организма характерны для животных?

• Обмен веществ

• Размножение

• Рост и развитие

• Питание

• Дыхание

• Выделение

• Раздражимость

Сравните их с характерными признаками растений.

Как живым организмам, свойства живого присущи и растениям

Как вы объясните многообразие животных в природе?

Многообразие животных объясняется существованием различных условий, к которым в процессе эволюции животные приспособились и самой эволюцией, которая шла по пути усложнения организации организмов.

Царство бактерий

Эти мельчайшие микроорганизмы — микробы и бактерии существуют везде, куда бы вы не взглянули. Но увидеть их можно только под микроскопом из-за их малых размеров. И так, заглянув в линзу микроскопа можно обнаружить разные по строению бактерии.

Есть в виде шара, а есть и прямые бактерии — как палочка, некоторые изогнутые, а другие имеют причудливые формы. Их разнообразие столь богато, что все их здесь перечислить будет непросто.

Говоря о бактериях, все их можно условно поделить на:

  1. Полезные, которые есть в каждом живом существе и помогают не только правильно переваривать пищу, но и защищают от разных болезней.
  2. Вредные, которые вызывают различные отравления и расстройства системы пищеварения и других органов.

Кроме того, в этом царстве еще существуют бактерии и микробы, первые из которых, как я уже говорила выше, могут быть как полезными, так и вредными. А вот микробы – только вредные.

  • Болезнетворные микробы это, прежде всего паразиты, живущие в теле хозяина, которые спокойно размножаются и наносят вред всему организму, а также участвуют в развитии инфекционных заболеваний.
  • Почвенные или азотфиксирующие бактерии помогают разложению органических продуктов, таких как: останки животных, перегной и листва, тем самым обогащая почву.

Вот так вкратце устроено это царство из плохих и хороших микроорганизмов.

Царство животных

Микроскопическая амеба и огромный синий кит, что в них общего — спросите вы? Один большой, а другая совсем кроха. И все же они находятся в одном этом царстве. А почему? Да потому, что они питаются, размножаются и дышат самостоятельно.

Приблизительно 2 миллиона вида в животном царстве живут на нашей планете. Одноклеточные или многоклеточные живые организмы все они существуют и эволюционируют уже не один миллион лет.

Представители всех этих 5 царств живут и процветают, взаимно дополняя друг друга.

Нельзя представить хищника волка пасущегося на поляне и жующего траву. Или кучерявого барашка, охотящегося на длинноухого зайца. Ведь это невозможно в природе. Так все царства живого мира не могут существовать друг без друга.

Живые организмы, умирая, перерабатываются бактериями. Вирусы, убивая хозяина, дают питание бактериям. Бактерии в свою очередь дают питание растениям. Растения производят кислород и кормят животных. Круговорот живых существ в природе — это бесспорное доказательство их взаимосвязи.

Взгляните на все это разнообразие царства природы, которые представлены здесь как небольшая, но наглядная схема и вам все станет ясно.

Надеюсь, вам понравился мой небольшой обзор царств живой природы и их представителей, и вы узнали из него, много полезного для себя. Напишите об этом в ваших комментариях, мне будет интересно об этом узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

История

Ещё в древности люди делили все живые организмы на животных и растения. Аристотель классифицировал животных в своей работе «История животных», а его ученик Теофраст написал параллельную работу о растениях «История растений».

Карл Линней заложил основы современной биноминальной номенклатуры. Он делил все живые организмы на два царства: царство животных (лат. Regnum Animale) и царство растений (лат. Regnum Vegetabile); при этом он выделял параллельно с ними также царство минералов (лат. Regnum Lapideum).

В 1674 году Антони Ван Левенгук отослал в Лондон копию своих исследований одноклеточных организмов. До этого эти организмы не были известны. Их распределили по царствам животных и растений. В 1866 году, основываясь на ранних исследованиях Ричарда Оуэна и Джона Хогга, Эрнст Геккель выделил третье царство живых организмов, которое назвал царством Протистов.

Благодаря развитию микроскопов и появлению электронного микроскопа учёным удалось обнаружить существенные различия между одноклеточными организмами: одни из них (эукариоты) имели ядро, а другие (прокариоты) нет. В 1938 году Герберт Копеланд предложил классификацию живых организмов с четырьмя царствами. В четвёртое царство — монера — он поместил бактерии и синезелёные водоросли, которые не имели ядра.

Вскоре различие прокариотов и эукариотов стало очевидным, и в 1960 году Станиер и ван Ниел, основываясь на идее Эдуарда Шаттона, создали новый таксономический ранг — надцарство.

Учёные понимали, насколько грибы, входившие в царство растений, отличаются от других растений. Эрнст Геккель предлагал переместить грибы из царства растений в царство протистов, однако вскоре передумал и сам опроверг свою идею. Роберт Уиттекер предлагал выделить грибы как отдельное царство. В 1969 году он предложил новую систему классификации с пятью царствами, которая пользуется популярностью и сейчас. Она основывается на различиях организмов в питании — представители царства растений многоклеточные автотрофы, животные — многоклеточные гетеротрофы, грибы — многоклеточные сапротрофы. Царства протистов и бактерий включают в себя одноклеточные и простейшие организмы. Все пять царств разделены на надцарства эукариоты и прокариоты, в зависимости от того, имеют ли клетки этих организмов ядро.

С развитием генетики и молекулярной биологии стало очевидным, что царство протисты также представляет собой сборную не таксономическую группу, выделенную по остаточным признакам. Поэтому учёный Т. Кавалье-Смит выдвинул новую схему систематики эукариот, согласно которой все ядерные подразделяются на одножгутиковых и двужгутиковых. Амёбозои, грибы и животные относятся к одножгутиковым, а экскаваты, альвеоляты, хромисты, радиолярии, растения и водоросли — к двужгутиковым. Перечисленные группы, по-видимому, следует рассматривать как отдельные царства.

> Примечания


Warning: mysqli_query(): MySQL server has gone away in D:\OpenServer\domains\ege-kras.ru\wp-includes\wp-db.php on line 1924

Warning: mysqli_query(): Error reading result set's header in D:\OpenServer\domains\ege-kras.ru\wp-includes\wp-db.php on line 1924

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *