Устройство садовых дорожек

Устройство садовых дорожек

Строительство домов

-89 votes + Голос за! — Голос против!

Как бы ни хотели жители загородных поселков обитать поближе к природе, без некоторых элементов благоустройства, таких как дорожки, обойтись не получится. Они должны быть функциональными и удобными, а также хорошо облагораживать весь поселок. На своем участке можно использовать в качестве дорожки вымостку из натурального камня, но вместе с этим для общих улиц больше подойдет укладка дорожных плит, которые активно используются девелоперские фирмы и кооперативы граждан.

Предназначение дорожных плит

Железобетонные плиты называют уникальным материалом для изготовления дорог, который способен выдержать огромные нагрузки. Назначение подобных изделий бывает самым разным. Это возведение временных дорог для объектов строительства и создание постоянных подъездных путей к предприятиям, подъезда к малонаселенным пунктам в сельской местности, что удалены от основных дорог на небольшое расстояние.

Технология укладки железобетонных плит позволяет строить дороги абсолютно в любой местности и активно их использовать. К тому же на поверхности дорожных плит допускается монтаж асфальта, который защищает плиты и продлевает срок полезной эксплуатации полотна. Приятная особенность применения этих ЖБИ изделий – возможность повторной эксплуатации, если плиты сохранили свои характеристики, что позволяет существенно сэкономить. Из плит, что были в употреблении, вполне получится соорудить временное дорожное покрытие.

Когда временная площадка для складирования становится ненужной, подобное покрытие просто можно демонтировать и перевезти плиты в другое место, где их можно использовать без ограничений по основному назначению. Дорожные плиты, которые были в употреблении, от изделий, только что сделанных на заводе, отличаются исключительно внешним видом. Между тем, цена укладки дорожных плит, что были в употреблении, меньше монтажа новых на 40 – 50%.

Дорожные плиты можно использовать в широком диапазоне температур, что актуально для нашей страны — от минус 40 до плюс 55 градусов. Более высокой температурной стойкости можно достичь при помощи специальных примесей, что позволяют обеспечивать качественными дорожными покрытиями даже самые отдаленные уголки страны.

Главное преимущество железобетонных плит состоит в возможности их быстрого монтажа и относительно простой подготовке основания для устройства дорожного покрытия. Ещё одно достоинство использования дорожных плит при строительстве дорог – это быстрота разбрасывания плит. Дороги из железобетонных дорожных плит — не только эстетически привлекательные, но и приятны для водителей.

Однако с дорожными плитами не всё просто. Монтаж железобетонных плит имеет и свои недостатки. При производстве плиты укладывают на грунт, в результате чего возникают швы. Дорога из подобных плит в результате подвижек грунта может разойтись, поэтому в месте применения бетонных плит нужно постоянно следить за их видом и состоянием. Это способствует своевременному устранению различных негативных явлений и длительному использованию дорожного покрытия.

Конструкция дорожных плит

Дорожные плиты представляют из себя плоские прямоугольные плиты из железобетона, которые имеют толщину близко 14 – 18 сантиметров. Эти изделия выполняются на основе напряженной или ненапряженной арматуры. Рабочая поверхность железобетонных плит имеет рифление. Изделия по торцевым граням имеют монтажные петли, однако плиты могут сооружаться и под беспетлевые захваты. Монтажные петли располагаются в специально сформованных углублениях так, чтобы исключить возможность их попадания на внешнюю поверхность во время.

В них связующим веществом выступает бетон. Применяемый в дорожной плите железобетон придает стойкость изделия к любым атмосферным и механическим воздействиям. Чем выше использована марка бетона, тем большие нагрузки будет выдерживать такая конструкция. если вас интересует, сколько весит дорожная плита, то запомните, что её вес обычно составляет минимум 2 200 килограмм. Дорожные плиты изготавливают из бетона, что имеет плотность 2200 — 2500 килограмм на метр. Зачастую дорожные плиты изготавливают из бетона с морозостойкостью до W2 и F150.

Благодаря присутствию в конструкции стальных прутьев, она прослужит долгие годы и сохранит свои технические свойства. Для производства напряженных плит применяют арматуру классов Ат-5, Ат-4, А-5. В ненапрягаемых плитах используют стержневую арматуру классов A-3C, А-3 и А-1 и проволоку Вр-1. Сокрытая арматура защищена от солнечных лучей, механических воздействий и атмосферных осадков. При установке дорожные плиты возвращаются в исходное положение, и напряжение, которое образуется в штатном режиме, является минимальным.

Стандартом предусмотрены такие типовые размеры дорожных плит:

  • длина 6 метров, ширина 1,75, 3, 1,87, 3,5 и 3,75 метров;
  • длина 3,5 метров и ширина 2,75 метров;
  • длина 3 и 1,75 метров;
  • длина 1,75 метров и ширина полтора метра.

Дорожные плиты принято складировать в штабеля, что имеют высоту не больше 2 метров, нижний ряд при этом должен укладываться на выровненное и плотное основание. Каждая плита в штабеле укладывается на деревянные прокладки.

Классификация дорожных плит

Все дорожные плиты разделяют на два типа, чем и определяется их назначение: плиты для постоянных работ (плиты вида 1П) и для временного дорожного покрытия (2П). Дорожные плиты по своей форме бывают трех видов: в форме трапеции (плиты вида ПТ), прямоугольника и шестиугольника.

Плиты прямоугольной конфигурации бывают с 1 бортом по длинной стороне (плиты ПБ) и с 2 бортами по коротким сторонам (маркировка ПББ). Плиты в виде шестиугольника бывают диагональной ориентации (плиты ПДШ), поперечной ориентации (марка ПШП), шестигранной формы, разделенной пополам по диагонали (изделия ДПШ) и шестигранной формы, разделенной пополам поперек (плиты ППШ). Несмотря на многообразие конфигурации дорожных плит, которые предусмотрены стандартом, заводами железобетонных изделий в основном выпускаются только прямоугольные дорожные плиты для временных или постоянных автодорог.

Железобетонные плиты способны выдерживать нагрузки порядка 10 — 30 тонн. В маркировке изделия указывается допустимый уровень нагрузки. Наиболее распространёнными дорожными плитами выступают плиты ПДН (плиты дорожные с напряженной арматурой) 20-18-30. К сожалению, они имеют некие ограничения по нагрузкам при регулярном перемещении по ним большегрузных машин, однако для укладки в домашних условиях это не актуально.

Если вы можете себе позволить положить плиты аэродромные гладкие ПАГ, то это станет самым верным решением. Судя из названия, ПАГ изначально использовались при строительстве аэродромов, поэтому в их надежности нет сомнений. При их изготовлении применяется бетон высокой марки и усиленная арматура. Ещё одно достоинство аэродромных дорожных плит состоит в рифлёной поверхности, что также увеличивает их эксплуатационные характеристики.

Технология изготовления дорожных плит

Широкая популярность установки дорожных плит объясняется еще и несложной методикой их изготовления, для чего не требуется новое оборудование. Последовательность их изготовления такова:

  1. Подготовка формы – емкость очищается от присутствия старого бетона, на днище и борта наносится специальная смазка, которая снижает адгезию бетона к металлу использующей формы.
  2. Процесс армирования – 2 арматурные сетки укладываются в форму, устанавливаются фиксаторы, что гарантируют расстояние между сетками, и ограничители защитного слоя.
  3. Укладка бетонной смеси, которую уплотняют с помощью вибростолов.
  4. Отправление формы с забетонированной дорожной плитой в прогревочную камеру, где совершается ее термическая обработка.
  5. Произведение разопалубливания изделия, проверка качества железобетонных плит и нанесение маркировки.
  6. Отправка дорожных плит на склад готовой продукции, в котором они складываются штабелями.

Создание дорожки на участке

Функциональность дорожных плит позволяет их применять не только в местности, где требуется надежное и прочное покрытие для тяжелого транспорта, но также в домашних условиях. Данные изделия отлично подходят для этих целей, так как они являются достаточно прочными, на них не возникает наледь, потому что вода уходит быстро в пазы с замощенной поверхности, их просто ремонтировать – посредством замены одной плиты без проведения демонтажа всей дорожки, ездить по такой дорожке можно непосредственно после создания.

Выбор плит для дорожки

Железобетонными плитами легко можно выложить садовые тропинки, пешеходные дорожки, открытые площадки, автостоянку и солидный подъездной путь к дому. Формы дорожных плиток богаты собственным разнообразием. В продаже имеются квадратные, прямоугольные, треугольные, круглые, ромбовидные плиты, изделия неправильной формы, разных расцветок и размеров.

Для создания дорожки к дому можно использовать сочетание дорожных плит с мелким камнем, морской галькой, щебнем, пиленой брусчаткой. При обустройстве садовых дорожек можно использовать колотые дорожные плиты. Для колки изделий используют кувалду и зубило, обязательно нужно применять очки для защиты глаз от разлетающихся осколков. Наиболее популярные плиты для обустройства дорожек в домашних условиях – изделия с гладкой поверхностью.

Можно подобрать и плиты с рисунком или глубоким тиснением, которые имитируют мозаику, кирпич, плитку. Самый естественный вид дорожки можно получить при использовании плит с «колотой» поверхностью под натуральный камень. Однако лучше отдать предпочтение плитам с рифленой поверхностью, что обеспечивают безопасность при передвижении по дорожке в гололед или мокрую погоду.

Обустройство основания под плиты

Укладывать дорожные плиты прямо в почву нельзя. Сначала следует приготовить «ложе» для будущей дорожки и патио. Сначала срежьте верхний слой почвы, разровняв поверхность и убрав все неровности. Выройте траншеи по разметке глубиной близко 25-35 сантиметров. В низинах на суглинках и глинистых грунтах глубина траншеи должна быть не менее полметра. Дно необходимо выслать дренирующим нетканым материалом — геотекстилем.

Геотекстиль будет предотвращать прорастание сорняков и вымывание подобного песчано-гравийного основания. Затем засыпьте послойно траншею щебнем (5 сантиметров для садовых дорожек и 10 сантиметров для автостоянки или подъездного пути) и песком (10 сантиметров), уложите так называемую «песчаную подушку» с непременным трамбованием и поливанием водой через 5-7 сантиметров. Песок лучше использовать карьерный, потому что он менее ползучий и пылевой, чем речной, его легче будет утрамбовать.

Затем стоит песок уплотнить с помощью виброплиты. Можно также использовать виброкат, однако стоимость укладки дорожных плит посредством этой технологии несколько дороже. Протрамбовка и подсыпка должна обязательно контролироваться простым верёвочным маяком или нивелиром, что растянут по уровню. По окончанию трамбовки поверхность должна быть идеально ровной, так как по ней в дальнейшем укладывается железобетонное покрытие.

С учетом рельефа земельного участка оборудуйте небольшой уклон, чтобы дождевая и талая вода стекала без образования луж. К тому же можно создать основу для установки лотков ливневой канализации. Следующим шагом будет монтаж бортового камня или создание бордюр с пазом для проведения стыковки с рядовыми изделиями.

Мощение дорожки плитами

Дорожки представляют собой транспортные коммуникации на участке, а также являются важными элементами ландшафтного дизайна, которые отвечают за взаимодействие и взаимосвязь разных объектов садовой композиции. Поэтому при обустройстве маршруты не рекомендуется увлекаться витражами и резкими поворотами. Абсолютно прямые тропы также не являются вариантом, так как смотрятся неестественно.

Ширина дорожек должна подчиняться логике передвижения по территории и быть увязана с габаритными размерами уборочной техники, которую планируется использовать при обслуживании владения. Ширина дорожных плит, что используются в домашних условиях, составляет около полутора метра. Если вы планируете выложить пешеходные дорожки, будет достаточно ширины в 70-80 сантиметров. При обустройстве тропинок – полметра. Рекомендуемая ширина подъездного пути – 2,25 – 2,5 метра.

Существует две методики укладки твердого покрытия — «сухая» и «мокрая». В первом случае изделия правильной формы подгоняют плотно между собой (зазоры между плитами составляют не больше 2-3 миллиметров), после этого швы необходимо заполнить песком и пролить водой.

«Мокрая» технология укладки дорожных плит предполагает применение цементно-песчаного раствора, благодаря которому покрытие схватывается хорошо с песчано-гравийным основанием. В домашних условиях может практиковаться и промежуточный вариант — материал располагают на сухой цементно-песчаной смеси. После укладки дорожное покрытие проливают водой, затем камни и подстилающий слой схватываются.

Мы поступим следующим образом. Плиты рекомендуется размещать последовательно. Вдоль края дорожки натяните шнур, по нем вы будете выкладывать первый ряд плит. Поднимите первую плиту, в 5 точках на песок нанесите раствор, на который возвратите обратно плиту. Затем осадите её при помощи кувалды и доски. Уложите остальные плиты по такому же принципу. Вставьте между ними деревянные дощечки, что имеют толщину близко 8 миллиметров. Горизонтальность кладки контролируйте с помощью строительного уровня.

Укладывать их можно не только встык, но и с небольшим промежутком, который заполняют цементным раствором, камнем, песком. Во избежание царапания плит швы лучше расшивать влажным раствором, предварительно защитив дорожные плиты специальной клейкой пленкой. Дощечки вынимаются по окончанию работ, раствор застывает в течение двух дней. В промежутки также можно высаживать семена трав.

Вы уже поняли, что нельзя ни при каких обстоятельствах укладывать плиты непосредственно на голый грунт. Запомните ещё один момент. Если вы обустраиваете подъезд к дому или место для стоянки автомобиля, монтажные петли плит для надежности соединяют между собой на сварке с помощью стальных стержней, а пустоты заливают монолитным бетоном. Это позволит обустроить абсолютно ровную дорогу, чтобы избежать дальнейшего разъезжания и расползания плит. Поверх такого дорожного полотна желательно уложить асфальто-бетонную смесь.

Как правильно сделать основание под бетонную плиту? Как плиту правильно армировать?

Площадка для стоянки автомашины, въезд машин в гараж или на территорию участка требуют специальной основы и твердого покрытия. Это может быть асфальтобетон, армированный бетон, железобетонные плиты либо мостовой камень на песке при горизонтальной площадке или подъезде, на сухой цементной смеси при незначительном уклоне или на бетоне при съезде в подземный гараж.
Качество дорожного покрытия вплотную связано с основанием. Поэтому если планируется значительная нагрузка на автомобильную площадку, устраиваемую на суглинистых и глинистых почвах, необходимо закладывать основу суммарной толщиной слоев примерно500 мм.
Первым делом надо снять растительный слой почвы, чтобы не осталось корневой системы травы и насаждений, которые могут пробиться наружу. Затем необходимо выкопать траншею на указанную выше глубину, дно которой утрамбовать и застелить геотекстилем или каким-то другим аналогичным материалом, чтобы предотвратить размывание водой песка, прорастание сорняков и проседание более крупного заполнителя в грунт. По гидроизоляционному слою сделать песчаную отсыпку – выравнивающий слой толщиной 100мм, на который укладывают слой утеплителя, например пеноплэкс толщиной слоя 50мм, чтобы обеспечить теплоизоляцию грунта и предотвратить деформации морозного пучения. На теплоизоляционный слой снова делают песчаную отсыпку слоем 200мм, которая уплотняется щебнем или гравием с величиной фракций 40÷60мм толщиной слоя 150мм с вдавливанием в грунт катком или трамбовкой. Завершающий этап – устройство бетонного покрытия толщиной 100÷200мм. Бетон, используемый для устройства автомобильной площадки, по морозостойкости должен соот­ветствовать дорожному бетону, марка которого должна быть не менее F200. В зависимости от размеров стоянки необходимо устройство через 2,0÷2,5м температурных швов. Для них подойдёт просмоленная или обработанная антисептиком доска толщиной 15÷20 мм, уложенная на ребро или виниловые ленты шириной 100÷150мм, которые при сильной нагрузке спасут площадку от трещин.
Перед укладкой бетона необходимо выставить бордюрные камни, а чтобы бетонное молочко не просачивалось в нижележащие слои можно основание площадки застелить полиэтиленовой пленкой. Также перед укладкой бетона нужно уложить арматуру, чтобы монолитная площадка не разрушилась под действием нагрузки и природных условий. В качестве арматуры можно применить сетку дорожную, основная причина применения которой в том, что покрытия из железобетонных плит по сравнению с неармированными бетонными покрытиями обладают следующими преимуществами:

  • лучше сопротивляются действию многократно повторяющейся подвижной нагрузки, так как напряжения, возникающие под их действием, воспринимает рабочая арматура;
  • хорошо сопротивляются напряжениям, возникающим от изменения температуры, неравномерной осадки основания и пучения;

При этом железобетонные покрытия, как правило, тоньше бетонных, рассчитанных на одну и ту же нагрузку; в них можно, значительно увеличив длину плит, сократить количество поперечных температурных швов, повысив тем самым эксплуатационные качества поверхности покрытия.

Обсуждение вопроса на форуме:

Добавлено: 09.05. 22:41

Технология укладки дорожных плит

04 февраля , admin

Железобетонные плиты считаются уникальным и эффективным материалом для строительства различных дорог, способных выдерживать огромные нагрузки. Технология укладки дорожных плит #8212; это возможность создавать дороги практически в любом месте, независимо от природных и климатических условий с последующей активной их эксплуатацией.

Железобетонные плиты, которые применяются при строительстве дорог, имеют очень приятное свойство, которое заключается в их практичности, т.е. возможности их повторного использования в случае, если плиты не очень изношены и сохранили свои функциональные характеристики, что дает возможность значительно экономить средства при строительстве дорог. Бывшие в употреблении, но хорошо сохранившиеся плиты можно использовать для сооружения временного дорожного покрытия. Кроме того, конструкция и состав плит позволяют укладку на их поверхности асфальта, что значительно увеличивает время практического использования дорожного полотна.

Железобетонные плиты дорожного покрытия имеют плоскую прямоугольную форму толщиной около 14–18 сантиметров. Для их изготовления используется напряженная или ненапряженная арматура, которая придает плите жесткость и прочность на сгибание и разрыв. Рабочая поверхность дорожных плит делается рифленой. По торцевым граням, как правило, имеются монтажные петли, хотя плиты могут изготавливаться и под беспетлевые захваты, когда монтажные петли оборудуются в специальных углублениях. Железобетон, применяемый для изготовления дорожной плиты, придает ей стойкость для любых механических и атмосферных воздействий. Вес такой плиты, как правило, составляет минимум 2.2 т. Нагрузки, которые способны выдерживать железобетонные дорожные плиты, составляют порядка 10 #8212; 30 тонн. Предел допустимой нагрузки должен быть указан в маркировке изделия. Наиболее распространёнными являются плиты с напряженной арматурой (ПДН) 20-18-30, но они имеют некоторые ограничения по нагрузке при постоянном движении по ним большегрузного транспорта.

Для строительства дорожного полотна из плит поверхность земли должна быть выровнена и подготовлена. Далее укладывается песчаная подушка, которая поливается водой для полной усадки песка, после чего песок тщательно утрамбовывается с помощью специального катка или виброплиты. В результате толщина песчаной подушки на грунте должна быть не менее 15 сантиметров. По завершению процесса подготовки поверхности, может производиться укладка дорожных плит, для монтажа которых, как правило, используется автокран. После укладки, петли дорожных плит скрепляются между собой железными прутьями при помощи сварки за монтажные петли. Это делается для того, чтобы предотвратить раздвижение плит и сохранить целостность дорожного полотна. Углубления монтажных петель, сваренных между собой, тщательно заделываются бетоном. Технологически правильно смонтированные дорожные плиты служат несколько десятков лет. При укладке дорожные плит непосредственно на грунт при сооружении временных дорог, их срок службы может литься всего около двух лет.

Укладка тротуарной плитки на дачном участке

При оформлении участка на даче не обойтись без устройства дорожек, площадок, отмостки фундамента. Самый простой способ для этого #8211; применение тротуарной плитки или брусчатки. Если для облицовки стен и полов кафелем требуется наличие опыта и особых навыков, то положить тротуарную плитку вполне может любой человек с руками и головой.

Дорожка из тротуарной плитки является не только украшением дачного участка, но и создает массу удобств для дачников.

Первый этап работы #8211; выбор материала и расчет его необходимого количества. Тротуарная плитка или брусчатка бывает вибропрессованная и вибролитая. Первый тип обладает большей прочностью, износостойкостью, при замерзании не скользит. Но ее ассортимент по цвету и форме ограничен. Вибропрессованную плитку имеет смысл класть при повышенных нагрузках, например, на оживленных улицах, а на даче #8211; при мощении площадок перед гаражом. Вибролитая плитка бывает самых разнообразных форм, фактур и расцветок и годится для пешеходных дорожек в саду. Следует также обратить внимание на толщину плиты. Если по ней будут ездить машины, толщина должна быть от 40 мм. Количество плитки рассчитывается по площади мощения плюс 3-5% на подрезку и возможную порчу материала. Щебенки требуется 0,5-1 кубометр, а песка #8211; 0,8 кубометров на 10 кв. м площади. Цемента берется 100-150 кг на кубометр песка.

Набор необходимых инструментов

  • виброплита или ручная трамбовка;
  • болгарка с диском по бетону;
  • лопата, грабли;
  • тачка, ведра;
  • мастерок;
  • уровень;
  • правило;
  • резиновый молоток;
  • жесткая швабра;
  • шнур;
  • колья;
  • 2 трубы в качестве направляющих.

Подготовка участка, последовательность операций

Класть плитку надо только от себя, так, чтобы двигаться только по готовой поверхности. При этом дефектные фрагменты плитки надо отбраковывать.

В первую очередь надо определиться с уклоном для стока воды. Обычно на даче делают уклон от дома в сторону улицы. Уклон должен составлять не менее 5 мм на каждый м. Таким образом, дальняя от дома сторона площадки будет ее нижним уровнем. С нее и начинайте разметку. Вбейте два колышка по обе стороны линии нижнего уровня и натяните между ними шнур. Уровнем проверьте горизонтальность. Следующую нитку ведите от одного из кольев нижнего уровня под прямым углом к первой линии. Привяжите шнур к третьему колышку и вбейте его в соответствии с заданным уклоном. Затем натяните третью нить, параллельную первой, контролируя горизонтальность. Соединив ниткой первый и последний колышки, получите наклонную плоскость, на которой вам предстоит положить тротуарную плитку.

Теперь надо разбить участок на полосы таким образом, чтобы ширина полосы с запасом перекрывалась длиной правила. Для этого от нижних кольев отмерьте расстояние, на 30-40 см меньше длины правила, вбейте колышки и натяните шнур. Операцию повторяете, пока весь участок не будет разделен на полосы необходимой ширины.

Следующий этап #8211; выравнивание площадки. Для этого вооружитесь лопатой и сройте грунт там, где он выше, чем две толщины плитки от уровня, заданного шнуром. Соответственно, в ямах подсыпьте грунт.

Важно: чтобы не проседала плитка, участок необходимо полить водой и тщательно утрамбовать.

При засыпке щебня необходимо делать запас под утрамбовку. Уплотнение (утрамбовку) слоя можно делать виброрейкой (не менее десяти проходов по одному следу) или самодельным приспособлением.

Если почва рыхлая, лучше снять ее поглубже и засыпать щебенкой и песком. По возможности предпочтительно заменить песок гранитным отсевом, он дает меньшую усадку. Также желательно перед засыпкой песка постелить геотекстиль, чтобы предотвратить прорастание травы через плитку.

Вначале необходимо приготовить цементно-песчаную смесь. Цемент с песком смешивается в соотношении 1:6. Смесь выложить на площадку и распределить вдоль полосы. Затем под нити уложите трубы так, чтобы расстояние от трубы до шнура было на 1 см меньше толщины плитки. Проводя правилом по трубам, разровняйте смесь, при необходимости подсыпая ее в ямки. Теперь можно приступать непосредственно к укладке плитки. Сначала надо положить плиты стопками рядом с подготовленным участком. Если попадаются дефекты, такую плитку лучше отложить и использовать ее в крайнем случае.

Важно: класть плитку только от себя, так, чтобы двигаться только по готовой поверхности. Первую плитку положить на основание, выравнять строго по шнуру и утрамбовать резиновым молотком до уровня, обозначенного нитью. Остальные элементы кладите так же, плотно прижимая один к другому и не забывая следить за рисунком. Аналогично подготовьте следующую полосу и уложите ее плиткой. Всевозможные препятствия обходите целой плиткой, подрезка делается в самом конце работы.

Для того чтобы плитка со временем не расползалась, по краям площадки или дорожки выставляются бордюры вровень с плиткой.

Каждый законченный участок надо промести смесью песка с цементом. Песок проваливается в щели постепенно, поэтому операцию придется повторить неоднократно.

Чтобы плитка не расползалась с течением времени, по краям площадки или дорожки выставляются бордюры. Бордюр ставится вровень с плиткой и закрепляется густым цементным раствором. Вдоль бордюра остаются незамощенные места, в которые нужно положить подрезанную плитку. Основание в этих местах необходимо тщательно трамбовать, так как грунт мог просесть при установке бордюра.

Если у вас на даче требуется положить тротуарную плитку на садовые дорожки, то это делается проще и не требует такой основательной подготовки, как при мощении двора.

На каких участках лучше не использовать гравий для дорожек

Гравий для дорожек на даче может использоваться практически на любых участках. Однако существуют места, где его применение может быть нецелесообразным или малоэффективным. К ним относятся:

  • Участки, которыми практически не занимаются. Гравийные дорожки больше других нуждаются в регулярном и качественном уходе. И речь идет даже не о самых тропинках, а о земле вокруг них, поэтому использовать данный материал на участках, которыми практически не занимаются, малоэффективно. За пределами дорожки будет находиться неухоженная земля, трава, листья и мусор. Со временем это все окажется на дорожке, и она превратится в обычную тропинку, на которой посыпаны мелкие камушки.
  • Наличие кротов. Мелкие подземные жители очень быстро уничтожат ухоженный внешний вид гравийных дорожек.
  • Наличие деревьев. Опавшие листья убирать с гальки достаточно трудно. Проблему может решить садовый пылесос, но он имеется далеко не у каждого владельца дачного участка.
  • Маленькие дети. Малыши любят бегать в саду босиком, а по гравию ходить босыми ногами достаточно больно.

Если противопоказаний к использованию гравия нет, осталось только выбрать вид материала и один из вариантов дизайна дорожек в саду.

Преимущества и недостатки гравия для дорожек

Такой вид дорожек обладает рядом значительных преимуществ. К ним относится:

  • Доступная цена. Дорожка из гравия своими руками обойдется намного дешевле, чем другие виды декоративного оформления.
  • Широкий простор для фантазии. Для оригинального оформления дорожек можно использовать серый и цветной гравий, применять его между фрагментами сада, в качестве украшения клумбы или между посадками.
  • Долговечность. Они не размываются дождями и очень удобны даже во влажные периоды. При регулярном удалении сорняков и мусора они прослужат очень долго.
  • Простота устройства. Сделать дорожки из гравия на даче своими руками чрезвычайно просто даже без специальных знаний и умений.

Несмотря на явные преимущества использования гравия для обустройства дорожек, данный материал обладает и рядом недостатков, которые следует учитывать при принятии решения об его применении. К ним относится:

  1. Однообразие фактуры и небольшой выбор цветовых решений.
  2. Требуется регулярная обработка дорожной основы для защиты от сорняков.
  3. Простота исполнения, из-за чего она может не вписаться в современный экстерьер.

Большинство недостатков является неубедительными, поэтому дорожки из гравия и пользуются большой популярностью.

Основные этапы оформления дорожек

Устройство дорожек из гравия достаточно простое. Достаточно иметь при себе необходимые инструменты и материалы, а также сделать эскиз будущего ландшафтного дизайна. Технология, как сделать дорожку из гравия, состоит из нескольких основных этапов.

Разметка

Прежде, чем приступить к основным работам, необходимо начертить контуры будущих дорожек. Для прямых тропинок лучше всего использовать невысокие колышки, а также бечевку, которую необходимо обвязать между ними. Расстояние между колышками должно составлять в среднем 1,5 метра.

Извилистые тропинки разметить сложнее. Колышки в данном случае использовать нецелесообразно. Лучше проложить садовый шланг, который дополнительно можно обвести краской, мелом или песком. Не следует выделать слишком широкую дорожку из данного материала. Его ширина должна составлять 0,5-1,2 м. При разметке необходимо учитывать ширину бордюра.

Подготовка траншеи

С предварительно подготовленных участков необходимо снять дерн, а также вырыть котлован, глубина которого должна составлять около 20 см. Боковые части земли лучше всего вскапывать штыковой лопатой, а снимать грунт – совковой. Также необходимо тщательно перекопать, очистить от мусора и выровнять дно траншеи.

Монтаж бордюров

Использование бордюров при оформлении дорожки из гравия является обязательным. В противном случае материал быстро рассыплется по всему участку. Бордюры устанавливаются на этапе подготовки канавы. Это поможет упростить засыпание гравия.

Для его изготовления можно использовать деревянные столбики, кирпичи, натуральный или бордюрный камень, бутылки или специальный ленточный бордюр. Он должен быть выше дорожки примерно на 5 см.
Материал для изготовления бордюра следует закрепить на раствор. Предварительно необходимо сделать бетонное основание или хотя бы песчано-гравийную подсыпку. Камни для бордюра должны быть примерно одного размера, а ширина канавки для бордюра должна быть на несколько сантиментов его больше.

В зависимости от того, какая высота бордюра будет, необходимо насыпать подложку из песка и гравия. После чего в канавку следует залить бетон. Дать застыть. Затем останется только уложить камни или кирпичи на готовое основание, предварительно залив в него цементный раствор.

Для изготовления бордюра можно использовать и деревянные колышки. Однако они должны быть высокого качества, иметь один размер и быть предварительно обработаны препаратами против насекомых и гнили. Для такого бордюра необходимо вырыть канавку глубиной примерно 15 см, и вкопать в нее колышки. Бревнышки могут быть одной высоты, а можно чередовать высокие и низкие колышки.

Подготовка подушки под гравий

Ложе для декоративного гравия может быть приготовлено несколькими способами:

  • На дно траншеи необходимо положить геотекстиль, после чего засыпать крупным щебнем, который предварительно следует смешать с глиной. Данную смесь необходимо залить водой и спрессовать. Для этого лучше всего использовать виброплиту, но можно хорошо втоптать ногами. После чего толщина подушки должна составлять около 10 см.
  • Для изготовления подушки можно использовать и песок. Его применение лучше подходит для дренажа. В данном случае сначала нужно выложить крупный щебень слоем примерно в 7 см, потом закрыть его геотекстилем, и только после этого насыпать песок слоем в 5 см.
  • Самый простой способ, какой можно использовать и в случае дорожки из гравия, заключается в засыпании котлована крупной щебенкой, после чего она накрывается геотканью.

Вне зависимости от метода, использовать в качестве защитной мембраны полиэтилен не рекомендуется. Это приводит к застою воды. Необходимо использовать материал, который хорошо пропускает воду. Благодаря этому, на дорожках не будет стоять вода после дождя, что повысить срок их службы.

Засыпка гравия

Через сутки после подготовки подушки можно перейти к основному этапу работы – засыпке гравия. Толщина слоя должна составлять примерно 5 см. Если для дорожки используется несколько видов декоративного гравия, их рекомендуется предварительно смешать, чтобы цвет и фактура получились равномерными. Гравий необходимо хорошо разровнять и немного утрамбовать.

Расход гравия зависит от его слоя, вида и размера. В среднем на дорожку шириной и длиной по одному метру при слое в 3 см уходит 50 кг, 5 см – 60, а 7 см – 100 кг. Количество материала может разниться в зависимости от его фракции.

Таким образом, способ, как правильно сделать дорожку из гравия, достаточно прост. Тропинка получается долговечность, красивой, аккуратной и отлично вписывается в экстерьер практически любого дома или дачи. К тому же изготовление занимает минимум времени, а при использовании материала различных фракций и цвет получится невероятно красивый ландшафтный дизайн.

Ход работ

Начинать следует с обозначения контуров будущей дорожки шнуром, натянутом на колышки.

Затем выкапывается грунт на глубину около 20 см и устанавливается бордюр. Он придаст дорожке более завершенный вид и сдержит гравий от расползания в стороны. Для примера на фото вы можете видеть деревянный вариант, но бордюры могут быть из кирпичей, металлической ленты, пластиковые и другие. Подробнее о бордюрах здесь — бордюр для садовой дорожки.

Гравийная дорожка со временем может прорастать. Чтобы этого избежать, основание необходимо перекопать и удалить все сорняки и корешки. После этого земля утрамбовывается, а сверху укладывается геотекстиль. Он также дополнительно укрепит основание. Для препятствования прорастания растений землю дополнительно можно обработать гербицидами.

После подготовки траншеи дно примерно на 15 см засыпается слоем крупного гравия, предварительно перемешанного с глиной для дополнительной связки. Вместо глины также можно использовать песок.

После укладки основание тщательно утрамбовывается.

Теперь укладывается поверхностный слой 3-5 см более мелкого гравия, оставляя несколько сантиметров до верхнего края бордюра. Вы можете использовать смесь щебня, гальки и дробленого сланца. Щебень обеспечит сцепление насыпи, благодаря этому она не будет расползаться при ходьбе. Галька и сланец украсят дорожку, придав ей красок.

В завершение разгладьте гравий граблями.

Надеемся теперь, сделать гравийные дорожки своими руками не должно составить для вас труда. Не забывайте ухаживать за дорожкой, подсыпать по мере необходимости гравий и разглаживать ее.
Ознакомьтесь также с другими видами садовых дорожек.

На третьем этапе проектирования участка мы обозначили на плане функциональные зоны, определились с принципом чередования открытых и закрытых пространств и представили проект в объемном виде. Нам предстоит связать отдаленные объекты с помощью дорожек.

Если вы читаете этот материал, значит, следите за серией наших публикаций на тему проектирования загородного участка и перед закладкой дорожек проработали расположение функциональных зон, между которыми будут пролегать удобные маршруты.

Грамотно спроектированная и проложенная по всем правилам дорожно-тропиночная сеть будет сочетать в себе удобство и практичность, а заодно станет отдельным декоративным элементом ландшафта.

Виды и назначение садовых дорожек

Проложенные в саду пути нужны, прежде всего, для быстрого и удобного доступа к любым его уголкам и связи между функциональными объектами. Поэтому главное требование, которое предъявляют к садовым дорожкам, – практичность. В соответствии с ним их делят на несколько видов.

Садовые дорожки бывают утилитарными (функциональными) и декоративными (прогулочными). Тропинки первого типа прокладывают от въезда на участок к дому, к месту стоянки автомобиля, а также от дома к бане и хозяйственным постройкам – этим путем удобно везти садовую тачку или тележку с инвентарем. Пользуются такими маршрутами часто и интенсивно, поэтому покрытие должно быть выполнено из прочных и долговечных материалов.

Декоративные дорожки, в отличие от функциональных, в саду прокладывать необязательно. Но сделать это все же стоит, чтобы после сильных дождей не ходить по мокрой траве или грязи с грядок. Эти дорожки нужны для комфортного перемещения по участку – от дома к месту отдыха, игровой площадке, для прогулки среди деревьев, возле клумб и других объектов. Кроме коммуникативной они выполняют еще и эстетическую функцию. С таких тропинок открываются живописные виды.

По приоритетности дорожки бывают главными, второстепенными и соединительными. Соединительные связывают между собой все элементы дачного участка: дом, садовую и хозяйственную зоны. Центральная (главная) дорожка, ведущая от ворот (калитки) к дому, должна быть наикратчайшей, желательно прямой и достаточно широкой, чтобы на ней спокойно могли разминуться два человека. Хорошо, если материал, из которого выполнена главная дорожка, гармонирует с тем, что использовался в отделке фасада дома.

Дорожки в дизайне сада

При проектировании дорожек делают первоначальный эскиз. При этом дорожную сеть наносят на план, учитывая особенности ландшафта, качество грунта, тип строений.

Распространенная рекомендация прокладывать дорожки там, где сильнее утоптана земля, не всегда верна. Это только поможет определить основные маршруты движения, их приоритетность, а не расположение и «рисунок» самих дорожек. Поэтому проводите линии «трасс» на плане, мысленно представляя себе их направление и предполагаемые изгибы. Особое внимание стоит уделить местам пересечения дорожек – их можно оформлять в виде площадок с цветочной композицией в центре.

В местах пересечения тропинок избегайте острых углов, хорошо смотрятся изгибы в виде плавных дуг большого радиуса, а край дорожки хорошо украсить бордюром из низкорослого кустарника.

Самые короткие и прямолинейные маршруты выглядят уместно только в геометрически правильном саду, а в стилистике «натургарден» будут смотреться неестественно. Поэтому через аккуратно подстриженный газон лучше провести прямую дорожку, а в саду природного стиля – живописную извилистую тропинку.

Взгляд человека, идущего к дому по прямой дорожке, направлен только вперед. Его глазам на протяжении всего пути предстает одна и та же «картина» с домом в конце маршрута. Если же дорожка не прямая, а извилистая, двигаясь по ней, человек воспринимает окружающий пейзаж с разных ракурсов. Сначала он видит цветник, за изгибом дорожки – живую изгородь из туй, а у самого дома взгляду его открывается миксбордер. Но чтобы добиться такого эффекта, дорожку нужно правильно оформить, акцентируя пространство по ее сторонам цветочными композициями, валунами или садовыми фигурами.

Есть еще один интересный момент, который при проектировании дорожек учитывают не многие, – тропа не должна пролегать прямо по границе открытого и закрытого пространств – газона и небольшой группы деревьев или декоративного кустарника, растущего рядом. Хорошо, когда дорожка пересекает эту границу, как бы уводя вглубь растительного массива, приглашая идущего заглянуть и узнать, что же скрывается за ним.

Если дорожки в саду спроектированы правильно, не должно быть сразу понятно, куда они ведут. Это совсем не похоже на обычное движение между видимыми объектами и поэтому интригует. Цель, к которой вы идете, скрывается то где-то за углом дома, то за высоким деревом, то на самом верху лестницы.

Вокруг дорожки лучше не высаживать растения, которые быстро разрастаются, иначе она будет выглядеть неопрятно и станет неудобной для ходьбы. Исключение составляют только почвопокровники, специально предназначенные для вытаптывания – вербейник монетный, ацена мелколистная, азорелла трехвильчатая, мшанка шиловидная, ясколка войлочная.

Дорожка не должна пролегать слишком близко от крупных деревьев, чтобы их корни со временем не повредили покрытие. Высота покрытия должна быть вровень с уровнем газона.

Ширина и материал для садовых дорожек

Размеры садовых дорожек разнятся, их ширина рассчитывается по стандарту – 0,7-0,75 м на человека. Самая значимая – главная дорожка – должна быть самой широкой и удобной (1,5-3 м), поскольку ею пользуются чаще всего. Минимальная ширина хозяйственных дорожек – 0,7 м, максимальная – 1,5 м и более. Эти самые практичные на участке маршруты должны быть по возможности кратчайшими и прямыми. В отличие от них прогулочные дорожки могут быть узкими и извилистыми, по ширине от 0,5 до 1 м. Второстепенные дорожки ответвляются от главной и по ширине могут быть вдвое уже нее (0,8-1,5 м) и выполнены из другого материала.

Раньше для создания дорожек в саду использовался бетон, сейчас применяют разнообразные виды мощения и материалы: камень, гранитную крошку, брусчатку, кирпич, тротуарную плитку, гальку, спилы деревьев.

Чтобы во время дождей на дорожках не застаивалась вода, необходимо уложить их с легким уклоном (2-3 градуса) по краям. На заболоченном участке или участке с избыточной влажностью можно сделать дополнительный дренаж – проложить канавки для стока воды.

На рельефном участке тропинки делают под уклоном (на 1 м «трассы» допускается 10-12 см). Если угол больше 12 градусов, более разумно превратить дорожку в ступеньки. Их комфортная высота – 10-15 см, ширина – около 40 см.

Поскольку дорожки являются самостоятельным элементом дизайна, они должны гармонировать с общим стилем участка. Сеть, которую они образуют, не только несет стилистическую и эстетическую «нагрузку», но и помогает разграничить функциональные зоны, создавая общую картину сада.

Типы дорожно-тропиночной сети: А – петельный, В – звездчатый, С – крестообразный

Расположение дорожек должно быть логичным и мотивированным. Тропинки не должны приводить к глухой стене (забору) или внезапно обрываться, иначе они потеряют свое прямое коммуникационное назначение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *