Ясень что за дерево

Ясень что за дерево

Ясень обыкновенный Криспа (Fraxinus excelsior ‘Crispa’)

Главное декоративное достоинство ясеня сорта Криспа — глянцевая, блестящая, курчавая листва: округлые листья этого дерева окрашены в ярко-зеленый цвет, имеют неровную поверхность и махровые края, которые придают кроне привлекательный вид. Форма дерева — ровная, овальная, с очень густо растущей листвой, за которой не видно ни побегов, ни ствола. Снизу листочки окрашены в серебристо-зеленый цвет. Криспа — неприхотливый ясень, его несложно выращивать, он растет быстро и скоро достигает высоты в 10 м. У него замечательная морозостойкость, хотя сильные ветры в самые суровые зимы могут подморозить некоторые побеги, также сказываются на них поздние весенние заморозки, но дерево умеет быстро восстанавливаться. К сухости воздуха этот сорт обыкновенного ясеня относится равнодушно, а засушливые почвы не очень любит. Нежелательны для этого дерева городские условия. Мощные размеры, быстрый рост, красивый стройный ствол и плотная курчавая крона сделали это дерево очень популярным в декоративных посадках. Сорт Криспа используется в создании аллей и сложных композиций, а также как солитер.

Иггдрасиль — мировое древо

Одним из центральных элементов в мифологии и религиозных представлениях древних скандинавов является Иггдрасиль, исполинский ясень, Мировое древо, символизирующий Вселенную и ее устройство.

«Три корня растут на три стороны у Ясеня Иггдрасиль: Хель — под одним, под другим — великаны, и люди — под третьим.»

Старшая Эдда, Речи Гримнира — перевод с древнеисландского.

На вершине Иггдрасиля сидит мудрый орел, а между его глазами — ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды»), корни Иггдрасиля гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск («грызозуб») — своеобразный посредник между «верхом» и «низом». На среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля. Кроме того, олень Эйктюрнир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы. При этом коза Хейдрун питает неиссякаемым медвяным молоком павших в бою воинов (эйнхериев) в Вальхалле. Три корня Иггдрасиля простираются, согласно «Старшей Эдде», в царство мертвых, к великанам и людям или, согласно «Младшей Эдде», — к богам (асам), инеистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму. Согласно «Младшей Эдде», у Иггдрасиля находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники — Урд («судьба»?), источник Мимира («память»), Хвергельмир(«кипящий котел»).

Медвяный источник великана Мимира, «в котором сокрыты знание и мудрость», питает Мировое древо медом. Священным живительным медом пропитан весь Иггдрасиль. Возле Урда, чье название, видимо, должно быть переведено как «Судьба», живут три женских божества – норны, определяющие судьбы людей и поливающие дерево из источника, чтобы оно не гнило. «И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца.» (Младшая Эдда, Видение Гюльви).

У Иггдрасиля собираются боги (асы) чтобы вершить правосудие, верховный бог Один привязывает к его стволу своего коня о восьми ногах Слейпнира.

Очень интересна этимология самого названия Иггдрасиль. Один из вариантов перевода названия – «конь Одина» (Игг – одно из имен бога Одина). Но это не означает, что Один каким-то образом ездил на Иггдрасиле или владел им. Такое название тесно связано с мифом об обретении Одином тайных знаний, о его инициации в руны. По преданию Один провисел на Ясене Иггдрасиль 9 дней пронзенный собственным копьем (по некоторым источникам – мечом). Таким образом, он принес в жертву самого себя для того, чтобы познать мудрость рун. Один также пожертвовал одним своим глазом в обмен за глоток меда из Источника мудрости великана Мимира.

Иггдрасиль пребывает в пустоте бездны, именуемой «Гиннунгагап». Вокруг него вращаются Девять миров: Асгард («Мир асов»), Льоссальвхейм («Мир Светлых Эльфов»), Ванахейм («Мир Божественных Ванов”), Йотунхейм («Мир Инеистых Великанов»), Мидгард («Срединный Мир» — мир людей), Муспелльхейм («Мир Огня»), Свартальвхейм/Нидавеллир («Мир Темных Эльфов»), Нифльхейм («Мир Туманов») и Хельхейм («Мир Мертвых»).

Все миры связаны между собой неким общим путем, который позволяет путешествовать по мирам и носит имя Биврёст. (“Цветная Дорога” или “Дрожащая Дорога”). Биврёст — это небесная радуга, охраняемая богом Хеймдаллем. Один из исследователь скандинавской мифологии Жан де Ври называет ее “дорогой душ”.

Каждый из Девяти миров — это и впрямь отдельный маленький мирок, со своим счетом времени в сутках, своей особой сменой сезонов и длительностью года и т.д. Все они в этом отношении устроены по-разному. И каждый мир отделен от других своего рода преградой. Переходя из одного мира в другой, вы попадаете в другое время суток и года. Например, в Йотунхейме может стоять весеннее утро и бушевать гроза; но, перейдя оттуда в Ванахейм, вы увидите ясное небо и золотую листву ранней осени, залитую теплыми лучами заходящего солнца.

Нумерологически девять — это число Абсолюта, символ завершенности. Однако “девять” — это и число вечной жизни, вечного возобновления. Образ Иггдрасиля свидетельствует о постоянном круговороте, о непрестанном его разрушении и возрождении. Его листва служит пищей для оленя Эйктюрнира, с чьих рогов стекают все воды сущие, питая источник Хвергельмир, который, в свою очередь, поит древо… Иггдрасиль, Древо Жизни, символизирует неодолимую силу Жизни. Он и дает приют умершим, и возрождает к существованию с помощью своих ягод.

Мирча Элиаде считал Иггдрасиль “деревом в высшей степени космическим”. Когда настанет конец света, и мир, содрогнувшись, рухнет, Древо вздрогнет, но не упадет.

Древо возвышающееся, древо-фаллос, символ отца, и одновременно дуплистое, населенное множеством существ, символ матери, Иггдрасиль поистине есть отображение первоначального гермафродита, гиганта Имира, из тела которого, убив его, Один и его братья Вили и Ве создали мультиверсум во всей его красоте.

P.S. Публикация подготовлена на основе информации и материалов, размещенных в сети Интернет.

Мировое дерево — с древних времён гигантский ясень соединяет своими ветвями и корнями все девять миров скандинавской мифологии.

Здравствуй, друг, рад видеть тебя здесь. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой Северный дневник. Сейчас я расскажу тебе всё о мировом дереве Иггдрасиль.

9 миров Иггдрасиля

Ясень делит вселенную на три вертикальных уровня: подземный, средний и небесный. По три мира находятся на каждом уровне. А всего миров девять. Всегда лучше один раз увидеть — поэтому познакомься с известным рисунком, который показывает все миры, основные события и персонажей скандинавской мифологии.

Верхние миры:

  1. Асгард — страна скандинавских богов-асов (Один, Тор, Бальдр, Фригг и др.) Большой защищенный мир в котором располагаются чертоги богов и легендарная Вальхалла — дворец павших воинов.
  2. Ванахейм — обитель скандинавских богов-ванов (близнецы Фрейр и Фрея, их отец Ньёрд и колдунья Гулльвейг) светлое мирное и спокойное место.
  3. Альвхейм или Льесальвхейм — мир светлых альвов или эльфов. Мир необычайной красоты и веселья.

Средние миры:

  1. Мидгард — средний мир. Мир смертных, в котором живут люди, располагаются земли, моря и океаны. А опоясывает его мировой змей — Ёрмунганд.
  2. Ётунхейм или Утгард — мир скандинавских великанов Ётунов — главных противников богов.
  3. Муспельхейм — один из первых двух миров (еще Нильфхейм) — царство вечного огня обитель огненных великанов и их правителя Сурта — пламенного гиганта, который спалит всё живое во время Рагнарёка.

Мрачный и туманный Хельхейм — Alessio Sordini

Нижние миры:

  1. Нильфхейм — один из первых двух миров (еще Муспельхейм) — царство тьмы и холода. Из его холода и огня Муспеля родился Имир — первое живое существо, давшее начало всему живому.
  2. Свартальвхейм — подземная страна тёмных альвов или цвергов или гномов или дворфов. Живут там искусные мастера цверги и нет им равных в ремёслах. Именно темные альвы ковали артефакты для богов.
  3. Хельхейм — царство мёртвых, сюда попадают все умершие от болезни голода и старости. Правит в нём Хель — богиня смерти.

Существа мирового ясеня

Глубоко под землей среди корней Иггдрасиля живет множество змей. Дракон Нидхёгг — самый большой среди них, ежедневно он подгрызает корни древа, старается умертвить ясень. Нидхёгг живет в царстве смерти — Хельхейм. Грызущий дерево дракон символизирует вечную борьбу жизни (Иггдрасиль) и смерти (Нидхёгг).

На вершине мирового дерева сидит гигантский орёл — символ бога Одина. (Верховный бог часто превращается в орла во время своих приключений. Но также птицами Одина являются два ворона — Хугин и Мунин). На голове гигантского орла (или между его глаз) сидит ястреб — Ведрфельнир наблюдающий за всем происходящим свысока.

Дракон Нидхёгг и белка Рататоск в работе Kahito Slydeft

По стволу мирового дерева бегает белка — Рататоск или Вострозубка. Передает она послания от орла к дракону и обратно, которые никогда друг друга не видели. Специально превращает их слова в обидные ругательства, а потом радуется ссоре двух гигантов.

Среди ветвей Иггдрасиля, живут четыре оленя: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор. Подъедают они листья дерева жизни.

Норны — богини судьбы — Alexander Smolyakov

Еще с Иггдрасилем связаны три норны, три женщины — младших богини. Старая и дряхлая Урд — норна судьбы и прошлого. Зрелая и Вердани — норна становления, настоящего и зрелости. Молодая и красивая Скульд — норна долга, норна будущего. Живут они у корней мирового ясеня Иггдрасиль, поливают его корни из источника Урд продлевая дереву жизнь. Плетут нити судьбы всех и каждого.

Если тебе интересно, у меня в дневнике, можешь познакомиться со всеми богами и богинями и существами скандинавской мифологии.

Иггдрасиль в скандинавской мифологии

Упоминания о мировом дереве встречаются на протяжении всех событий скандинавской мифологии. Сейчас я познакомлю тебя с ними:

Старшая Эдда, Речи Гримнира Перевод А. И. Корсуна:

  1. Три корня растут на три стороны у ясеня Иггдрасиль: Хель под одним, под другим исполины и люди под третьим.
  2. Рататоск белка резво снует по ясеню Иггдрасиль; все речи орла
    спешит отнести она Нидхёггу вниз.
  3. И четыре оленя, рога запрокинув, гложут побеги: Даин и Двалин,
    Дунейр и Дуратрор.
  4. Глупцу не понять, сколько ползает змей под ясенем Иггдрасиль:
    Гоин и Моин — Граввитнира дети, — Грабак и Граввёллуд, Офнир и Свафнир, — они постоянно ясень грызут.
  5. Не ведают люди, какие невзгоды у ясеня Иггдрасиль: корни ест Нидхёгг, макушку — олень, ствол гибнет от гнили.

Изображение Иггдрасиля в старинной рукописи XVII Исландия

Младшая Эдда, Видение Гюльви Перевод О. А. Смирницкой:

  1. Тогда спросил Ган­гле­ри: «Где со­бира­ют­ся боги или где главное их святилище?». Вы­сокий от­ве­тил: «Оно у ясе­ня Игг­дра­силь, там вся­кий день вер­шат бо­ги свой суд»
  2. Ясень я знаю по име­ни Игг­дра­силь, дре­во, омы­тое вла­гой мут­ной, ро­сы от не­го на до­лы нис­хо­дят; над ис­точни­ком Урд зе­лене­ет он веч­но.
  3. Де­рево луч­шее ясень Игг­дра­силь.

Иггдрасиль в исполнении художника haru aki

Иггдрасиль в современной культуре

Мировое дерево — важный символ германо-скандинавской мифологии. Его можно встретить в работах современных художников, рисующих на скандинавскую тематику. Иггдрасиль чаще всего считают символом единства. Дерево жизни встречается на ювелирных изделиях: кольцах, амулетах, подвесках-оберегах и т.п.

Используется в сувенирных и тематических славянских и скандинавских товарах. Печатается на футболках, толстовках, кожаных аксессуарах и предметах декора, как древний символ мифологии викингов. Часто украшается символами и узорами, такими как рунический круг и подобные ему рунические надписи.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это важно для меня. Если понравилось — заглядывай в раздел Северная мифология и устраивайся поудобнее.

Запись украшают работы художников:

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.

К вопросам о самореализации

Мировой ясень Иггдрасиль и 9 миров.

Мировое дерево

Во многих мифологиях центром мира, где сходятся земля и небо, считается гора, подобная греческому Олимпу, — на ее вершине обитают боги. В скандинавской мифологии небо и землю, помимо моста-радуги, соединяло гигантское дерево — ясень Иггдрасиль. Пророчица вёльва называет его «древом меры» или «древом предела» и вспоминает те времена первотворения, когда оно еще не проросло. Возле него и расположено главное святилище асов.

Об Иггдрасиле рассказывает любознательному Гюльви Равновысокий: «Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг». Кажется, что этот текст окончательно запутывает читателя, который хочет разобраться в скандинавской мифологической картине мира: ведь корни дерева, с уходящей в небо кроной, должны быть в преисподней. Здесь же получается, что один тянется одновременно в бездну и Ётунхейм — северную страну инеистых великанов, а другой вообще на небо или к центру мира — к асам.

В одной из мифологических песен «Старшей Эдды» — «Речах Гримнира» — сам Один под видом старика Гримнира является на пир к тому конунгу, которого его жена Фригг обвиняла в скупости, и там рассказывает об устройстве мифологической вселенной и мировом древе. В его описании у Иггдрасиля также три корня растут в трех направлениях: под одним располагается загробный мир — преисподняя Хель, под другим обитают великаны, под третьим — люди. Если люди оказываются под корнем мирового дерева, значит, это дерево вообще перевернуто вверх корнями… В этом образе перевернутого дерева нет ничего необычного — так действительно использовали деревья в качестве колонн, подпиравших потолок жилища (такое дерево описано в «Саге о Вёльсунгах» — героях скандинавского эпоса). Но даже если представить себе, что космический ясень подпирает своими корнями небосвод, остается неясным, как они могут тянуться и до преисподней.

Здесь нам придется вспомнить о значении мифологической символики и о числе три, оно часто встречалось нам в переселенческих сказаниях германских народов.

Земля делилась в них на три части тремя вождями; три бога — Один, Вили и Be — создают всю землю; земля в представлениях древних и средневековых географов — в том числе Снорри Стурлусона — делится на три части, три континента… Этому делению земли соответствует мифологическое деление вселенной на три части — небо, землю и преисподнюю. Мифологическое сознание пыталось совместить горизонтальное деление с вертикальным — это было необходимо, чтобы совместить, сделать единым мир богов и мир людей, чтобы созданная богами вселенная не распалась. Поэтому столь странно, на современный взгляд, простираются корни мирового древа — древо предела прорастает так, чтобы охватить и объединить все пределы мира, «все миры» скандинавской мифологии. Древняя вельва, которую пробудил Один для пророчеств, помнит древо предела еще не проросшим (или расположенным в преисподней) и не три, а целых девять корней и девять миров…

Корень мирового ясеня, который простирается к инеистым великанам, наделен особым значением для богов и людей.

Инеистые великаны — первые разумные существа, появившиеся в мире, и им доступна изначальная мудрость — знание о происхождении мира. Этой мудрости ищет не только любознательный Гюльви Танглери, ее добивается и сам Один.

Изначальная мудрость была скрыта в источнике, текущем из-под корня мирового древа в земле великанов, и им обладал мудрейший из них — Мимир (это имя родственно разным индоевропейским словам со значением «память»). Сам Всеотец Один явился туда и попросил дать ему напиться из источника, но за знания нужно было платить, и Мимир потребовал у бога его глаз в залог. Великан получил часть всевидения бога — он скрыл глаз в источнике мудрости, Один — всеведение первых существ.

Этот обмен ценностями между богами и великанами пронизывает всю скандинавскую мифологию и соединяет все миры, подобно корням мирового дерева. Но в этом обмене уже чувствуется нечто роковое и «нечистое». Дело в том, что одноглазые существа в мифах народов мира — это, как правило, не боги, а злобные демоны, нечистая сила (вроде русского Лиха одноглазого). Конечно, сам Один не был чужд демонических свойств — он был богом битв и бури, божеством неистовства в явлениях природы и в человеческих конфликтах. Но кривизна этого бога была признаком исходной ущербности, неполноценности того мира, владыкой которого он стал, убив со своими братьями первого великана. Ясеню Иггдрасилю грозили беды от хтонических монстров, грызущих его корни, — мир богов также был изначально нестабилен, он был подвластен року, судьбе, и об этом напоминал богам другой источник, что протекал у корня мирового древа на небе.

Этот источник звался Урд — его имя и означало «Судьба», «Рок». В этом источнике обитают три девы: первая носит то же имя Судьбы, Урд, вторая именуется Вердандичто значит «Становление», третья — Скульд , «Долг, Обязанность». Вместе с тем их имена означают неизбежность течения времени: имя Урд означает свершившееся, прошедшее время, Верданди — настоящее, Скульд — неизбежное будущее. Это — девы судьбы или норны, подобные греческим мойрам.

Схожие с ними многочисленные женские божества или духи, которые также называются норнами или дисами, приходят к каждому новорожденному младенцу и наделяют его судьбой — доброй или злой, в зависимости от характера самого божества. Они и происходят от разных мифологических существ — одни от богов, другие от карликов (карлов, цвергов), третьи — от альвов, духов природы, наименование которых напоминает об эльфах европейских сказок и легенд. Но главные норны определяют судьбы всего мира, воплощают его прошлое, настоящее и будущее. Их происхождение таинственно, как таинственно многое, что восходит к началу времен.

В некоторых песнях «Старшей Эдды» три благие девы, витающие над миром, происходят от великанов; некие три великанши явились к богам, и это стало концом золотого века, но были ли эти великанши норнами — неясно. Мировое же дерево, растущее у источника норн, не только соединяет все миры в мифологическом пространстве, оно связует прошлое и будущее. Это мифическое время — время, отмеряемое чередованием дня и ночи, светилами, передвигающимися по небосводу в своих колесницах, — кажется безразличным к судьбам мира и человека. Это время космических циклов, время вечного повторения. Но это не так. Будущее предначертано и миру, и богам, и человеку. Это их судьба — будущее оказывается одновременно и прошлым, предопределившим грядущую судьбу. Знают о судьбах мира и его конце древние великаны и вёльвы-провидицы, обитавшие в начале времен, или норны, обитающие у начала всех миров, у корней ясеня Иггдрасиль. В судьбах, в том числе и смерти человека, сведущи те же норны, которые присутствуют при его рождении.

В верованиях многих народов души еще не рожденных младенцев обитают в ветвях мирового дерева. Древо судьбы было и родословным древом. Исландский скальд Эгиль Скаллагримсон в своей песни «Утрата сыновей» сравнивает погибшего сына с ясенем, выросшим из его рода и рода его жены, и взятым Гаутом-Одином в мир богов — к родным душам. Умершие возвращались в мир предков, к мировому дереву.

Судьбы всех существ решаются у мирового древа и воплощения всех миров сходятся у его ствола, в кроне и у корней. В его ветвях обитает огромный мудрый орел, меж глаз которого сидит ястреб; белка Грызозуб снует вверх и вниз по его стволу — она переносит бранные слова, которыми обмениваются дракон Нидхёгг и орел. Четыре оленя объедают его листву, а в «Старшей Эдде» упоминается еще множество змей, грызущих вместе с Нидхёггом его корни, а ствол ясеня подвержен гнили. Поэтому норны должны ежедневно поливать ясень из источника Урд и даже удобрять его — воду они черпают вместе с грязью, что покрывает берега. Вода этого источника священна — что ни попадает в нее, становится белым. Она настолько живительна, что ясень остается вечнозеленым. «Древо жизни вечно зеленеет», писал Гете в Фаусте, продолжая эту древнюю германскую традицию.

Роса, стекающая с Иггдрасиля на землю, — медвяная, ею кормятся пчелы и собирают нектар. В источнике плавают два чудесных лебедя. Лебеди — волшебные птицы, в которых любили превращаться божественные девы и спутницы Одина валькирии. Весь же бестиарий — животный мир, который связан с мировым деревом, воплощает все сферы мироздания и их взаимосвязь: орел (и ястреб) обитают в поднебесье, но ищут добычу на земле, дракон — чудовище преисподней, но благодаря крыльям может достигать небес, лебеди — водоплавающие птицы; четыре оленя также воплощают четыре стороны света, как и карлики, сидящие на краю земли.

«Древо предела», растущее в центре мира и соединяющее все миры скандинавской мифологии, достигает своей кроной Вальхаллы, чертога Одина, расположенного в божественном граде Асгарде. Тут мы начинаем понимать, почему Асгард оказывается одновременно и на небе, и в центре мира: ведь его пронизывает мировое дерево. В Вальхалле оно именуется Лерад — «Укрытие». На крыше Вальхаллы стоит коза Хейдрун и щиплет листья ясеня, поэтому из ее вымени течет хмельной мед и наполняет каждодневно большой жбан, так что хватает напиться допьяна пирующим в зале Одина. Иггдрасиль — действительно питающее волшебным напитком медвяное Древо жизни. Целая роща волшебных деревьев растет в Асгарде у ворот Вальхаллы. Она именуется Гласир — «Блестящая», потому что все листья там из красного золота.

Кроме козы на крыше Вальхаллы стоит еще и олень Эйктюрнир — «С дубовыми кончиками рогов»; он также поедает листья, и с его рогов каплет столько влаги, что она, стекая вниз, наполняет поток Кипящий Котел, из которого берут начало двенадцать земных рек. Олень — священное животное, связанное с мировым деревом в самых разных мифологиях мира; эта связь бросалась в глаза творцам древних мифов не только потому, что олени питаются ветвями деревьев, но и потому, что их рога сами напоминают дерево. Рогам Эйктюрнира не случайно приписывались «дубовые кончики» — мы можем заподозрить, что сам олень в недошедшем до нас германском мифе выступал в качестве мирового дерева — ведь с его рогов начинались все мировые воды. В поздней исландской «Песни о солнце», написанной уже в христианскую эпоху, но в традициях языческой поэзии скальдов, говорится о солнечном олене, ноги которого стояли на земле, а рога касались неба.

Заметим, что не только змеи — хтонические существа преисподней, олени, воплощающие земной мир, и птицы — небесные создания в кроне мирового дерева, но и мифологические числа, связанные с мировым деревом и окружающими его существами, имеют особый смысл.

Три рода животных, воплощающих три сферы мироздания, четыре оленя — четыре стороны света, двенадцать рек, текущих от мирового древа, и двенадцать богов, собирающихся на свой священный тинг под его кроной, — это не просто количественные параметры Иггдрасиля. Разгадать значение этих Цифр помогает русская загадка о мировом дереве: «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц, семь беленьких да семь черненьких». Двенадцать гнезд — это двенадцать месяцев, четыре синицы — это четыре времени года, яйца — семь дней и семь ночей в неделе. Мировое Дерево в разных мифологиях воплощало не только пространство, но и время, Иггдрасиль соединял не только все миры — он был средоточием времени, соединял прошлое и будущее.

Прошлое и будущее встречалось у корней мирового древа, у источника норн. Но мифологическое время — особое время, когда будущее — судьба богов — уже известно и присутствует рядом с настоящим. Мифологическая история одновременно и завершена — ведь она уже рассказана в мифах — и открыта для будущего. Поэтому странные вещи случаются порой с мифологическими персонажами.

Один из них — Мировой змей Ёрмунганд — был порожден на свет тогда, когда творение уже завершилось. Злобный ас Локи стал отцом этого и других чудовищ, которые в конце времен атакуют Асгард и истребят древних врагов. Змей этот так вырос, что смог уместиться лишь в мировом океане, где он кольцом окружает землю, кусая собственный хвост. Поэтому он и называется Мидгардсорм — Змей Мидгарда, или Пояс мира. Но у него есть и другое название, Ёрмунганд, что означает «великий посох». Что общего между «посохом» и «поясом»?

Мы терялись бы в догадках, если бы историки не знали, что у соседей скандинавов — саксов, долго придерживавшихся языческих верований, была почитаема священной роща, что звалась Ирминсул. Там они поклонялись столпу, именуемому Ирмин, — ему оказывали особые почести по случаю побед, и хронист Видукинд отождествляет его с римским Марсом. Это значит, что столп — или священная колонна саксов — был связан с культом германского бога неба и войны Тиваца: у скандинавов он назывался Тюр. С именем Ирмин-Гермин связывают и название германского народа гермионы (ведь и в скандинавских мифах первая человеческая пара была сотворена из деревьев).

Но название этой колонны — Ирмин — родственно тому имени Мирового змея, которое и означало «великий посох» или столп — Ёрмунганд. Значит, Мировой змей был связан с мировым древом и даже был одной из его ипостасей: ведь это древо должно было объединять горизонтальное и вертикальное пространства. Ведь и сам Один, непосредственно связанный с мировым деревом — однажды он пригвоздил себя к нему копьем, — среди прочих прозвищ носил имя — Посох богов. Лишь когда в скандинавской мифологии возобладали эсхатологические мотивы — пророчества о конце света, — тогда этот змей стал по преимуществу враждебным миру чудовищем. Но и в конце времен этот змей будет связан с мировым древом: когда он поползет на сушу, то есть нарушит порядок космоса, ясень Иггдрасиль — мировая ось — содрогнется.

Ясень Иггдрассиль проростает сквозь девять миров.

Ясень – дерево возрождения и обновления

Русское название этого дерева происходит от слова «ясный», и это не случайно: ясеневые леса ажурны и воздушны, они пропускают много света и солнца, воздух в них прозрачен. Ясень — удивительное дерево, оно олицетворяет мир, чистоту и свет.

В верованиях многих народов ясень — дерево возрождения и обновления, помогающее объединить прошлое и будущее. В германо-скандинавской мифологии мировым деревом является исполинский ясень, имя которого Иггдрасиль. Вселенную скандинавы представляли себе в виде именно этого дерева. Многие легенды и мифы народов мира повествуют о том, что появление первых людей связано с ясенем, в каких-то из них говорится, что люди были вырезаны из древесины ясеня, в каких-то, что первые люди появились на дереве ясеня…

Общие сведения

Род ясень входит в семейство маслиновые и насчитывает около 60 видов. Это листопадные деревья или многоствольные кустарники, высота которых варьируется от 5 до 45 м, с прямым стволом, высоко очищающимся от сучьев. Преобладают небольшие деревца или кустарники. Кора молодых деревьев зеленоватая, пепельная или светло-коричневая, с возрастом темнеет и покрывается трещинами. Крона удлиненно-яйцевидная, широко округлая, с толстыми, сравнительно редкими молодыми ветвями, концы которых растут почти отвесно вверх. Побеги голые или опушенные, с белыми чечевичками, почки темные, нередко с крапинками. Листья большие, непарноперистые, очень редко цельные, без прилистников, с 3-17 листочками; листочки тонкие или кожистые, сверху темно-зеленые, зеленые или желтовато-зеленые, снизу светлее. Цветы в конечных или боковых метельчатых соцветиях. Плоды висят на дереве почти всю зиму и часто в значительном количестве уничтожаются птицами. Всхожесть семян 60-80%, сохраняется два-три года. Светолюбив, но в молодом возрасте выносит затенение; часто страдает от поздних весенних заморозков; хорошо растет на богатых, в достаточной мере влажных почвах; может переносить значительную сухость почвы и воздуха. Хорошо переносит сильное уплотнение почвы, пересадку, загрязнение воздуха пылью и дымом. Растет быстро. Плодоносить начинает в 15-20 лет, в лесных насаждениях — значительно позже. Плодоносит обильно и почти ежегодно. Развивает довольно мощную корневую систему, многочисленные корни растут вниз и в стороны.

Современный ареал рода ясень ограничен в основном Северным полушарием. Отдельные виды ясеня заходят в тропические леса. Как свидетельствуют данные палеонтологических раскопок, в доледниковую эпоху в период влажного и теплого климата ясень был широко распространен на территории Европы, Азии и Северной Америки. Представители рода ясень обладают очень высокой экологической пластичностью. В Европе произрастает 10 видов ясеня, в Африке — один вид, в Северной и Центральной Америке — 16 видов. Около 50 видов рода ясень произрастает в Азии. Некоторые виды ясеней являются широко распространенными породами, у некоторых — ареал небольшой. Наиболее обширный ареал и наибольшее хозяйственное значение у ясеня обыкновенного. В Азии широко распространен и используется в различных отраслях промышленности ясень маньчжурский.


Ясень обыкновенный (Fraxinus еxcelsior) — дерево первой величины, достигающее в высоту 40 м и 1,7 м в диаметре, с удлиненно-яйцевидной и далее — высоко поднятой, широко округлой, с толстыми, сравнительно редкими, дугообразно изогнутыми ветвями и толстыми побегами, растущими почти отвесно вверх ажурной кроной. Продолжительность жизни этого дерева 150-350 лет. Ствол полнодревесный, кора у молодых деревьев зеленовато-серая, гладкая, с возрастом становится серой или темно-серой с большим количеством частых трещин. Побеги светло-серые или зеленоватые, голые, с нечастыми беловатыми чечевичками. Почки угольно-черного цвета, с мелкими крапинками. Листья непарноперистосложные, появляются после цветения, состоят обычно из 7-9 листочков, реже — из 5-15. Соцветие — метелка. Цветет в мае, плоды созревают в конце августа — сентябре, небольшая часть крылаток опадает зимой, большая часть висит на дереве до весны. Хотя ясень обыкновенный является широко распространенной породой, чистые его насаждения встречаются редко и только на небольших площадях. После рубки образует весьма быстрорастущую пневую поросль. Порослевую способность дерево сохраняет не менее 70 лет. Ясень обыкновенный — теплолюбивая порода, в суровые зимы наблюдается частичное обмерзание побегов и верхушечных почек, в молодых насаждениях часты повреждения листьев весенними заморозками. С возрастом у ясеня повышается устойчивость к низкой температуре. Ясень обыкновенный считается одной из самых светолюбивых пород, можно считать, что подрост более теневынослив по сравнению со взрослыми деревьями. Корневая система мощная, с многочисленными корнями, стержневой корень не развит. Ясень требователен к плодородию и влажности почв, хорошо растет на серых лесных суглинках и на в достаточной степени влажных перегнойных почвах в поймах рек; отрицательно реагирует на наличие в почве соды, хлористых солей натрия, магния, кальция, не переносит повышенной кислотности почв. Хорошо переносит сильное уплотнение почвы, пересадку, загрязнение воздуха пылью и дымом.

Ясень обыкновенный достигает спелости в 100-120 лет, средний диаметр ствола в этом возрасте составляет от 31 до 54 см. Ясень — кольцесосудистая древесная порода, древесина с бурым ядром и широкой белой, слегка желтоватой заболонью. Переход ядра в заболонь постепенный, неравномерно волнистый. В ранней древесине имеется несколько рядов крупных сосудов. Граница годичных слоев хорошо видна. Поздняя древесина ясеня более плотная и темная, чем ранняя. Сердцевинные лучи узкие и многочисленные. Ядро древесины бурое, заболонь широкая, с красивым рисунком. Древесина крепкая, твердая, вязкая, упругая. Результаты исследований физико-механических свойств древесины ясеня обыкновенного, сформировавшейся в разных экологических условиях, свидетельствуют о большей прочности древесины в свежих условиях местопроизрастания по сравнению с влажными.


Ясень маньчжурский (Fraxinus mandshurica) — вид, во многом сходный с ясенем обыкновенным. Ясень маньчжурский — дерево первой величины, достигает в высоту 25 м, а в диаметре — 1,5 м. Ствол прямой, колоннообразный, крона высоко поднятая, широкоокруглая, ажурная. Это одна из распространенных древесных пород на юге Дальнего Востока. Кора покрыта тонкими трещинами даже у молодых деревьев, меняет с возрастом цвет от пепельно-серого до темно-серого. Побеги и молодые ветви темно-желтого или коричневого цвета, с беловатыми чечевичками, почки черные или черно-бурые, голые. Растет быстро, после рубки хорошо возобновляется порослью от пня, эту способность сохраняет до 120-130 лет. Доживает до 400 лет. Цветет в начале мая до распускания листьев, плоды созревают в конце сентября — в октябре, опадают в течение зимы. Ясень маньчжурский является одной из основных образующих пород широколиственных и хвойно-широколиственных лесов восточноазиатской хвойно-широколиственной лесной области. Этот вид ясеня довольно морозостоек, зимостоек, но молодые побеги и листья страдают от поздних весенних заморозков, светолюбив, но подрост может выносить некоторое затенение. Требователен к влажности и плодородию почв. Наилучшими для роста ясеня маньчжурского являются хорошо дренированные почвы в долинах рек, особенно по опушкам, на наносных свежих, глубоких и плодородных почвах. Корневая система глубокая и мощная, что обеспечивает дереву ветроустойчивость. Древесина темнее, чем у ясеня обыкновенного, по цвету напоминает ореховую. Ядро резко выраженное, темно-бурое, занимает около 90% диаметра, заболонь — узкая, светлая, охристо-бурая. Древесина твердая, тяжелая, вязкая, гибкая, упругая, плотная, границы годичных колец видны четко. Физико-механические свойства древесины ясеня маньчжурского очень изменчивы и сильно зависят от числа годичных слоев. Древесина ясеня маньчжурского устойчивее против гниения, чем у ясеня обыкновенного. Распространен в Приморском крае РФ, Корее, Китае, Японии, на Сахалине. В России введен в культуру в 1882 году.

Ясень сумахолистный (Fraxinus сoriariaefolia) — вид, близкий к ясеню обыкновенному, от которого отличается густым опушением листьев и слабовыраженной зубчатостью. Деревья ясеня сумахолистного достигают в высоту 25 м. Побеги светло-серого цвета, с бархатистым опушением, почки черные, опушенные. Цветет в апреле, плоды созревают в августе. Распространен на Кавказе, редко встречается в лесах нижнего и среднего поясов гор.

Ясень остроплодный (Fraxinus oxycarpa) является очень изменчивым видом, близким к ясеню обыкновенному, и трудно от него отличим. Распространен в Крыму, Средиземноморье, на Кавказе, Балканском полуострове, в Малой Азии и Иране. Интродуцирован в 1815 году. Это дерево первой величины с широкояйцевидной кроной, достигающее в высоту 20-30 м и 1,3 м в диаметре, доживает до 350 лет. Ветви зеленовато-серые или светло-желтоватые, почки буро-коричневые. От ясеня обыкновенного отличается более мелкими и узкими листочками. Вегетирует с начала мая до начала октября. Цветет в апреле — мае, плоды созревают в августе — сентябре. Темп роста средний. Зимостойкость низкая, светолюбив. Как густоветвистое дерево с красивой ажурной листвой обладает высокими декоративными качествами.

Ясень узколистный (Fraxinus angustifolia) — декоративное, компактное светолюбивое растение, дерево может достигать в высоту 20 м, иногда растет кустом. Распространен в Крыму, Закавказье, Средиземноморье, Иране. Введен в культуру в 1800 году. Молодые побеги зеленые, блестящие, почки черные. Ксеромезофит, зимостойкость низкая. Вид близкий к ясеню остроплодному, от которого отличается более крупными крылатками и кистевидными соцветиями. Цветет в мае, плоды созревают в августе.

Ясень Поярковой (Fraxinus pojarkoviana) — вид, близкий к ясеню узколистному, от которого отличается более длинными, выемчатыми на верхушке, крылатками. Распространен в областях верхнего Днепра, на Балканском полуострове. В культуре используется в насаждениях в Закарпатской области.

Ясень Паллиса (Fraxinus pallisae) — вид, очень близкий к ясеню остроплодному, от которого отличается густошерстистыми побегами и опушенными листочками. Дерево достигает в высоту 30 м. Побеги бурые, молодые ветви пепельного цвета, почки бурые или темно-бурые.

Ясень сирийский (Fraxinus syriaca) — декоративное дерево, достигающее в высоту 10-15 м, с удлиненно-яйцевидной или шаровидной кроной и приподнятыми вверх ветвями. Побеги серовато-бурые, толстые, с беловатыми чечевичками, почки бурые или черно-бурые, коротко опушенные. Родина — Средняя Азия, Ближний Восток. Светолюбивый мезофит, зимостойкость низкая, весьма засухоустойчив, выносит засоление почв. Цветет в марте — апреле, плоды созревают в июне. Введен в культуру в 1880 году.

Ясень согдийский (Fraxinus sogdiana) — дерево высотой 10-15 м или кустарник с удлиненно-яйцевидной или шаровидной кроной, ветви приподняты вверх, ствол нередко искривлен. Побеги коричневатые, буровато-серые, толстые с белыми чечевичками. Почки бурые или черновато-бурые, коротко опушенные. Светолюбивый гигромезофит, зимостойкость средняя. Родина — Казахстан, Средняя Азия. В поймах рек растет одиночно или группами в лиственных лесах. Цветет в июне, плоды созревают в августе — сентябре. Широко используется для озеленения Москвы, растет быстро. Интродуцирован в России в 1890 году.

Ясень белый (Fraxinus ornus) — дерево высотой 8-15 м, с диаметром ствола 20-30 см, с правильной округлой, плотной, низко посаженной кроной. Ствол округлый, сбежистый. Побеги серовато-зеленые, почки черные или черно-бурые, со светлым войлочным опушением. Ареал — европейская часть России, Западная Европа, Ближний Восток. Светолюбивый ксеромезофит, но может расти и в тени, теплолюбив, засухоустойчив, не морозостоек, зимостойкость низкая. Ствол короткий, сбежистый, покрыт сероватой гладкой корой с низко посаженной округлой и шатровидной кроной. Вегетирует с конца апреля — начала мая до начала октября. Листья светло-зеленого цвета. Цветет после распускания листьев в конце апреля — начале мая, плоды созревают в июле — августе. Отличается от других видов белыми, душистыми цветами. Очень декоративен в период цветения. Растет довольно медленно. Древесина с красноватым оттенком, высокого качества, красивая. У ясеня белого ряд декоративных форм. Дерево рекомендуется для одиночных и групповых посадок, так как по своему внешнему виду и эффектному цветению является ценной декоративной породой, которую успешно можно использовать в зеленом строительстве.

Ясень изогнутоплодный (Fraxinus raibocarpa) — кустарник, реже — небольшое дерево высотой 5-8 м. Цветет в мае — июне одновременно с распусканием листьев или несколько позже, плоды созревают в июне — августе. Распространен по долинам горных рек на высоте 1200-2000 м над уровнем моря.

Ясень носолистный (Fraxinus rhynchophilla) — дерево, достигающее 10-15 м в высоту и 30-40 см в диаметре. Кора буровато-коричневая, со светлыми, неправильной формы пятнами и частыми неглубокими трещинами, крона редкая, ажурная. Молодые побеги серовато-бурые, со светлыми чечевичками, почки покрыты рыжим или беловатым опушением. Листья появляются во время цветения в конце мая — в июне, плоды созревают в сентябре — октябре. Этот вид чаще всего растет в смешанных лесах предгорий на свежих богатых почвах, а также на каменистых склонах; в долинах рек встречается редко. Является породой, которая одной из первых заселяет пожарища; поврежденные и обгоревшие экземпляры ясеня носолистного дают поросль от шейки корня. Растет этот вид ясеня быстро, особенно — порослевые особи, хорошо переносит пересадки, не выносит сильных холодов, теплолюбив. Светолюбив, но может расти в полутени, например, под разреженным пологом других пород, самосев появляется на открытых местах. Крона у ясеня носолистного раскидистая и ажурная, очень красивая, что делает этот вид незаменимым для озеленения. В культуре с 1892 года. Распространен на юге Приморского края, на юге Сахалина, северо-востоке Китая, Японии. Вследствие ограниченного распространения особого промышленного значения эта порода не имеет. Древесина по своим техническим свойствам близка к древесине ясеня маньчжурского.



Ясень американский (Fraxinus americana) — дерево высотой 20-35 м и до 1 м в диаметре, с широкояйцевидной кроной. Кора у молодых деревьев гладкая, светло-серая, с возрастом темнеет и покрывается трещинами. Побеги серые, с сизоватым налетом, гладкие или с небольшим опушением, с белыми чечевичками. Почки рыжевато-коричневые, с матовым налетом и крапинками. Распространен в Северной Америке. Интродуцирован в 1874 году. Растет быстро, светолюбив, более зимостоек, чем другие виды, засухоустойчив, к почве неприхотлив.

Ясень ланцетный, или зеленый (Fraxinus lanceolata) — дерево, достигающее в высоту 2535 м, с широкояйцевидной кроной. Побеги светло-серого или коричневатого цвета, гладкие. Почки рыже-бурого цвета, с густым опушением. Цветет в мае, плоды созревают в августе — сентябре. Распространен в Северной Америке. Интродуцирован в 1723 году. Светолюбив, весьма зимостоек и засухоустойчив, к богатству и влажности почвы довольно неприхотлив, растет быстро.

Ясень пенсильванский (Fraxinus pennsylvanica) — дерево высотой 15-25 м, часто с неправильной, раскидистой или однобокой кроной. Побеги коричнево-серые, с войлочным опушением и белыми чечевичками, почки буро-коричневые. Цветет в апреле, плоды созревают в августе. Распространен в Северной Америке. Интродуцирован в 1783 году. Менее зимостоек и засухоустойчив, чем ясень американский; растет медленнее и менее долговечен, чем ясень обыкновенный; при уплотнении почвы или ее большой сухости, особенно — в населенных местах, у дерева может быть сухая вершина.

Характеристика древесины

Ясень — ядровая порода. Заболонь ясеневой древесины белая со слегка желтоватым, красноватым или розоватым оттенком, ядро светло-коричневое. Обычно ядро и заболонь отличаются друг от друга цветом, но бывает и обратное. Ядровая древесина с возрастом приобретает темно-коричневый, до шоколадного, оттенок. Считается, что лучшими для ядровой древесины ясеня являются цвет и рисунок ядра, похожие на цвет и рисунок ядра древесины оливкового дерева (на поперечном разрезе древесины должны быть волнистые области светло-оливкового и коричнево-оливкового цвета). Ясень — кольцесосудистая порода, что видно на поперечном разрезе: в поздней древесине скопления небольших сосудов и паренхимы формируют у границы годового слоя бессистемно расположенные белые точки или черточки. Годичные слои видны хорошо, а вот сердцевинные лучи узкие и незаметные. Древесина пористая по годичным кольцам, волокна ранней древесины заметно крупнее волокон поздней. Ясеневая древесина относится к тяжелым и твердым сортам, обладает высокими прочностными характеристиками, высокой твердостью, упругостью, прочностью, высокой ударной вязкостью, хорошо гнется, не дает отщепов. У обструганных поверхностей матовый блеск. Древесина ясеня легко обрабатывается и полируется, почти не деформируется при сушке.

Использование ясеня

Таблица 1. Физико-механические свойства древесины ясеня

Таблица 2. Среднее значение пределов прочности древесины, МПа

Таблица 3. Средние показатели основных физико-механических
свойств древесины ясеня (числитель – при влажности 12%,
знаменатель – при 30% и более)

Таблица 4. Показатели механических свойств древесины ясеня,
отнесенные к 1 кг/м 3

Древесина ясеня упругая и прочная, поэтому издревле она широко использовалась для изготовления копий, боевых дубинок, рогатин, стрел и другого оружия, которое получалось крепким, прочным и эластичным. Резная посуда из древесины этого дерева пользовалась большой популярностью, доски из хорошо высушенной ясеневой древесины использовались в кораблестроении, а также для изготовления карет, саней, мебели, весел и лыж. Времена меняются, а древесина этого дерева все так же востребована в различных сферах нашей жизни.

По своим физико-механическим характеристикам она близка к древесине дуба, поэтому и области их применения схожи. Твердость, упругость, прочность ясеневой древесины позволяют широко использовать ее в производстве спортивного инвентаря (теннисные ракетки, биты, кии, лыжи, хоккейные клюшки и др.) и других предметов. Древесина обладает красивой текстурой, поэтому ее используют в качестве облицовочного, отделочного материала, например, для производства паркетной доски. Древесину ясеня можно обрабатывать как вручную, так и с помощью разных инструментов, в пропаренном состоянии она гнется так же хорошо, как и древесина бука. Ясеневая древесина стойка к слабым кислотам, но недостаточно устойчива к воздействиям внешней среды, повреждается при контакте с землей. Так как ясень с трудом поддается пропитке, его редко используют для изделий, которые эксплуатируются вне помещений. При определенной обработке ясеневая древесина становится похожей на красное дерево и, как его альтернатива, может использоваться в декоративных и отделочных работах. Ясеневые капы с удивительно красивой текстурой древесины используют для изготовления различных декоративных поделок. Фанера из ясеня востребована при отделочных работах разного характера, например, при отделке мебели и музыкальных инструментов, салонов вагонов и автомобилей.

Листья ясеня обыкновенного содержат дубильные вещества, танниды, эфирные масла, аскорбиновую кислоту и т. д. В коре ясеня имеются танниды, витамин С, яблочная кислота и др. Все это делает ясень источником ценного лекарственного сырья, из листьев и коры ясеня делают препараты противовоспалительного и кровеостанавливающего характера как для внутреннего, так и для наружного применения. Кора ясеня используется для получения красок и дубильных веществ. Молодые плоды ясеня, собранные летом, когда они еще мягкие, можно мариновать и употреблять в качестве приправы. Листья, побеги и молодые ветви в свежем и сухом виде охотно поедаются скотом.

Ясень широко используют в лесокультурном деле, особенно в защитном и мелиоративном лесоразведении, а также при озеленении населенных мест. Он среднеустойчив к загазованности и задымлению воздуха, не выносит уплотнения почв. Красивая, ажурная и воздушная крона делает эту породу незаменимой в озеленении при создании садово-парковых ансамблей. Ясень быстро растет, его правильный и ровный ствол быстро очищается от сучьев. Из ясеня могут создаваться как одиночные посадки и группы, так и целые аллеи.

Елена КАРПОВА, Антон КУЗНЕЦОВ,
канд. биолог. наук,
доц. каф. общей экологии, физиологии растений и древесиноведения СПбГЛТУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *