Животные в Индии

Животные в Индии

В индуизме

Корова, почитается в индуизме как священное животное. Она олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как благостное животное. Также как и мать Земля, корова является символом принципа бескорыстного жертвования. Так как корова даёт молоко и питательные молочные продукты, которые служат одним из важных элементов вегетарианского питания, индуисты почитают её как материнскую фигуру. Бык, в свою очередь, выступает как символ строгости.

Исторически, корова всегда отождествлялась с варной брахманов или священников и убийство коровы рассматривалось как такое же тяжкое преступление, как убийство брахмана. Во времена правления династии Гупта в середине I тысячелетия н. э., убийство коровы каралось смертной казнью. В настоящее время, в таких странах как Индия и Непал, где индуизм исповедует большинство населения, корова находится под защитой государства и пользуется огромным уважением. Защита коров и отказ от употребления говядины в пищу традиционно является неотъемлемой частью индуизма.

Корова в индуизме также ассоциируется с разными девами и формами Бога. В частности с Шивой, который ездит на быке Нанди, с Индрой, который тесно связан с коровой Камадхену, исполняющей желания, и с Кришной — который провёл своё детство как пастушок коров и телят во Вриндаване.

Санскритская терминология

На санскрите, для обозначения коровы обычно используется слово го, родственное английскому cow и латинскому bos. Оба термина, как и русское говядина , происходят от праиндоевропейской основы *gwous. Крупный рогатый скот на санскрите называется словом пашу, от праиндоевропейского *peḱu-. Другие санскритские слова, это дхену для коровы и укс для быка.

Молочных коров также называют а-гхнья «та, которую нельзя убивать». Согласно определённому толкованию терминологии, используемой в отношении коровы, можно сделать вывод о том, что исторически корова находилась под защитой.

Рельефное изображение быка в Махабалипурам.

Происхождение

Традиция почитания коров и запрета на их убийство уходит своими корнями в ведийскую религию. В «Дхарма-сутрах», Васиштха, Гаутама и Апастамбха запрещают употребление в пищу мяса коров, а в «Баудхаяне» определяются различные виды наказания за их убийство (причём убийство быков карается более строго). Запрет на убийство молочных коров упоминается в «Ригведе», «Махабхарате» и «Ману-смрити».

В ведийской религии имели место ритуалы жертвоприношения коров. В жертву, однако, приносились только старые и немощные животные, которые таким образом получали возможность обрести новое тело в цикле сансары. Позднее ритуальные брахманические жертвоприношения коров были запрещены. Считается, что в эпоху Кали-югу (настоящую эпоху согласно индуистскому временному циклу) не существует квалифицированных брахманов, способных надлежащим образом проводить жертвоприношения подобного рода.

В ведийской религии, и в более поздний период, корову почитали возможно и потому, что население индийского субконтинента, большую часть которого составляли пастухи и земледельцы, исторически зависело от молока и молочных продуктов и использовало коровий навоз как удобрение и топливо. Повсеместно в современной Индии, люди используют коровий навоз для самых разных целей. Дым горящего навоза отгоняет комаров и других насекомых, а пепел сгоревшего навоза используется как удобрение в сельском хозяйстве. По этим и другим причинам, корова в индуизме почитается как материнская фигура «гау-мата».

Индуизм, или санатана-дхарма, основывается на понятии вездесущности Бога, на том, что изначальная и истинная природа всех живых существ (включая животных птиц, насекомых и растения) духовна и вечна. Таким образом, убийство любого живого существа является грехом, так как прерывает естественный цикл перевоплощений, и живое существо из-за постигшей его насильственной смерти обречено заново родиться в той же самой форме жизни. Исторически, даже Кришна — самая почитаемая форма или аватара Бога — почитал и защищал коров.

Элемент почитания коров присутствует во всех основных священных писаниях индуизма, где описывается, что коровье молоко помогает пробудить в человеке саттвические качества. Коровье гхи (топлёное масло) повсеместно используется при проведении религиозных ритуалов и в обряде приготовления пищи (прасада). Коровий помёт применяется как удобрение в сельском хозяйстве. Принято считать, что он обладает большой очистительной силой и поэтому его также используют для очищения жилища, обмазывая им стены. Дым от коровьего помёта является сильным дезинфицирующим средством. Коровья моча широко применяется в религиозных ритуалах и в медицинских целях. Панчагавья — элемент, обладающий наибольшей очистительной силой, состоит из пяти продуктов, получаемых от коровы: молока, йогурта, гхи, коровьей мочи и помёта. Запрет употребления в пищу коровьего мяса рассматривался как первый шаг к полному вегетарианству.

Историческое значение

В Ведах и Пуранах

Коровам отводится значительная роль в «Ригведе», где в нескольких гимнах упоминаются 10 тыс. коров. В «Ригведе» 7.95.2., а также в 8.21.18 говорится, что в регионе Сарасвати разливали молоко и гхи, из чего можно сделать вывод, что там разводили коров. В «Ригведе» коровы часто выступают как олицетворение богатства, а также сравниваются с богинями рек, например в 3.33.1.

Как две прекрасные коровы-матери, которые лижут своих телят, Випас и Сутудри несут свои воды.

Согласно Ауробиндо, в «Ригведе» коровы также олицетворяют свет или лучи. Ауробиндо также обращает внимание на то, что Адити (верховная пракрити/сила природы) описывается как корова, а девы и пуруша (Всевышний) как бык. Например, ведийское божество Индра часто сравнивается с быком.

В «Ригведе», реки также часто сравниваются с коровами:

Коровы — священны и являются олицетворением добродетели. Они наиболее чистые и обладают самой большой очистительной силой.

В «Атхарва-веде» тело коровы представлено различными девами и другими элементами.

В «Харивамше» Кришна описывается как пастушок. Его там часто называют Бала Гопалой — «ребёнком, который защищает коров», или другим именем, Говинда, которое означает «тот, кто приносит радость коровам».

В Пуранах описывается, как от богини земли Притхви в форме коровы, различные девы получали благоприятные субстанции, служившие на благо людей. В пуранических писаниях корова объявляется матерью всей цивилизации, а молоко — одним из основных продуктов питания для людей. Подарок в виде коровы описывается как самый лучший дар, который только можно преподнести.

В Индии XIX—XX веков

Почитание коров сыграло большую роль в Восстании сипаев против Британской Ост-Индской компании. Появившаяся незадолго перед этим винтовка Энфилда с капсюльным замком снабжалась патронами, сделанными из пропитанной салом бумаги. Во время зарядки патрон надлежало скусывать, в то время как в индуизме запрещено питаться мясом коров, а в исламе свинья — нечистое животное. Хотя подразделения сипаев специально комплектовались по смешанному признаку, это не помешало сговору мусульман и индусов. Как оказалось позднее, пули пропитывались растительным маслом.

В конце XIX века в Северной Индии появилось движение, которое выступало в защиту коров, за объединение всех индусов и проведения границы между индусами и мусульманами путём введения запрета на убийство коров. Это смешение политических и религиозных целей привело к периодическим анти-мусульманским восстаниям и сыграло заметную роль в разделе Индии 1947 года.

В учении Махатмы Ганди

Махатма Ганди также почитал коров. Он говорил: «Я поклоняюсь им, и я буду защищать поклонение им даже если против меня выступит весь мир». «Одним из основных элементов индуизма является защита коров». Как и все индуисты, Ганди почитал корову как свою собственную мать, называя её «матерью миллионов индийского человечества». Он говорил: «Когда умирает наша мать, это означает что нужно заплатить за похороны и за кремацию. Мать-корова одинаково полезна как в живом, так и в мёртвом виде, когда мы можем использовать каждую часть её тела — её мясо, кости, рога и шкуру. Но, я говорю это не для того, чтобы люди использовали её, а для того, чтобы показать насколько велика её любовь к нам».

Священные коровы в современной Индии

Корова отдыхает на улице во Вриндаване, Индия

На сегодняшний день, в таких странах как Индия и Непал, где индусы составляют большинство населения, коровье молоко и молочные продукты продолжают играть ключевую роль в религиозных обрядах. Повсеместно коровам оказывается величайшее уважение — им разрешается свободно бродить даже по самым занятым улицам больших городов, таких как Дели. Во многих местах в Индии считается очень благоприятным знаком дать что-нибудь поесть корове перед завтраком. Во многих штатах в Индии существует запрет на убийство коров, за убийство или ранение коровы можно попасть в тюрьму.

Исторически, из-за запрета на поедание коров, в индийском обществе возникла система, в которой только парии употребляли в пищу мясо убитых коров и использовали их шкуры в кожевенном производстве.

Убийство коров ограничивается во всех штатах Индии, за исключением Западной Бенгалии и Кералы, где не существует каких-либо ограничений. Коровы методически вывозятся на убой в эти регионы, несмотря на то, что перевозить коров через границы штатов запрещено индийскими законами. В больших городах, однако, работают много частных скотобоен. По данным на 2004 год, в Индии существовало примерно 3 600 легальных скотобоен, а количество нелегальных оценивалось в 30 000. Все попытки закрыть нелегальные скотобойни были безуспешными.

В то же время, существует движение «защитников коров» (гау-ракшак). В то время как официальная ассоциация защитников коров в основном противодействует жестокому обращению с животными, существуют также самозваные религиозно-экстремистские группы «защитников коров», которые под предлогом их защиты преследуют и иногда убивают иноверцев.

Литература

Медведь губач и бурый медведь относятся к двум различным родам, но одному семейству медвежьих.

Губача часто называют ленивцем, поскольку его лапы заканчиваются длинными когтями, которые схожи с когтями ленивца.

Медведь-губач (Melursus ursinus).

Живет губач не в Америке, а в Южной Азии. Больше всего представителей данного вида обитает в Индии. Но зверь живет не по всей территории страны, а лишь в отдельных лесистых районах, горные районы штатов Джамму, Химачал-Прадеш и Кашмир, эти медведи игнорируют.

Не водится медведь-губач в северо-западных пустынях и безлесных районах юга, а вот холмы Гималаев для него – идеальная среда обитания. Эти звери встречаются в Восточном Бангладеш, Пакистане, Бутане и Непале.

Медведь-губач, живущий на Шри-Ланке, выделяется в отдельный подвид, поскольку он имеет внешние различия с собратьями, проживающими на материке. У этих представителей вида более мелкие размеры тела, зубы так же мельче, шкура не такая густая, а на груди не имеется характерной белой отметины.

Эти медведи — жители Азии.

Ранее этого зверя можно было встретить в любом уголке острова, но увеличение площадей кофейных и чайных плантаций заставило медведя сместиться в восточные и северные районы. На сегодняшний день численность данного подвида не высокая.

Поведение и питание медведя-губача

В качестве среды обитания медведь-губач предпочитает субтропические и тропические леса. Излюбленные места – холмы, а не равнинная местность, но в горы эти медведи не поднимаются. Звери ведут ночной образ жизни, а днем они спят в пещерах или густых кустарниках.

Животное похоже на ленивца и на большую мохнатую собаку.

В зимнюю спячку губачи не впадают. Сезон дождей оказывает на этих медведей негативное воздействие, они становятся сонными и вялыми.

Представители данного вида имеют хорошо развитое обоняние, они легко находят термитов по запаху. Они могут учуять личинок, которые находятся на глубине до 90 сантиметров. Но слух и зрение у губачей слабые.

Отыскав муравейник, губач делает в нем отверстие при помощи своих сильных когтей, засовывает в него длинную морду, выдувает пыль и засасывает термитов. Оставшихся насекомых медведь слизывает длинным языком.

Еду медведи добывают своим длинным языком.

Помимо муравьев медведь-губач с удовольствием питается сахарным тростником, фруктами, молодыми побегами и листьями. В ход идет и животная пища – губачи лакомятся птичьими яйцами. Они обожают мед, укусы пчел для них безболезненны.

Эти звери отлично лазают по скалам и деревьям, быстро бегают, в воде они также чувствуют себя очень уверено. Губач может висеть на дереве вниз головой. Границы своей территории звери отмечают при помощи царапин, оставляемых на деревьях, кроме того губачи трутся о деревья и оставляют на них свой запах.

Внешний вид

Медведь-губач сильно отличается наружностью и образом жизни от настоящих медведей (Ursus), и его выделяют в отдельный род. Его легко узнать по длинному и подвижному рылу, причём губы у него голые и могут сильно выпячиваться (отсюда название), образуя подобие хоботка.

Размеры небольшие, но крупнее медведя-бируанга. Длина тела губача до 180 см, хвоста — ещё 10—12 см, высота в холке 60—90 см; весит он 54—140 кг (обычно 90—115 кг). Самцы на 30—40 % крупнее самок.

Общий облик у губача типично медвежий. Тело массивное, на высоких ногах. Голова крупная, с плоским лбом и сильно удлинённой мордой. Мех длинный, косматый, образующей на шее и плечах подобие неопрятной гривы. Окрас в основном глянцево-чёрный, но часто с примесью серых, коричневых или рыжеватых волос. Иногда встречаются рыжие или рыжевато-бурые особи. Конец морды всегда грязно-серый; на груди имеется отчётливое светлое пятно, похожее на букву V или Y.

Адаптация к особенностям питания

Медведь-губач, подобно муравьеду, в ходе эволюции адаптировался к питанию преимущественно колониальными насекомыми — (муравьями и термитами), что нетипично для других медведей, в рационе которых насекомые играют малозначительную роль. Большие серповидные когти приспособлены для лазания по деревьям, рытья и разрушения термитников. Губы и морда почти голые и очень подвижные, а ноздри могут произвольно смыкаться. Зубы мелкие, причём два центральных верхних резца отсутствуют, создавая проход, продолжающий «трубку» из вытянутых подвижных губ. Нёбо полое; язык очень длинный. Эти морфологические особенности позволяют губачу, добывая насекомых, сперва с силой выдувать из их разрушенного жилища пыль и грязь, потом всасывать добычу сквозь вытянутые губы. Возникающий при этом шум порой слышен за 150 м и часто привлекает внимание охотников.

> Распространение

Губач распространён в Индии, Пакистане, Шри-Ланке, Бангладеш, Непале и Бутане. До середины XX века он был довольно обычен, сейчас редок.

Образ жизни и питание

Обитает губач в тропических и субтропических лесах, предпочитая холмистые местности, но на большую высоту не поднимается. Сырых низин также избегает. Ведёт преимущественно ночной образ жизни, днём спит в высокой траве, среди кустарников или в пещерках. Только самки с медвежатами часто переходят на дневной образ жизни, чтобы избежать встреч с ночными хищниками.

Активен губач в течение всего года; в спячку не впадает, но становится малоактивен во время сезона дождей.

Всеяден: пища состоит из насекомых, их личинок, улиток, яиц, а также разнообразных растений. За любовь к мёду он получил своё научное название — Melursus, «медовый медведь». С марта по июнь, когда созревают фрукты, они могут составлять до 50 % рациона губача; в остальное время он предпочитает разорять гнёзда термитов, муравьёв и пчёл. В густонаселённых районах губачи разоряют поля сахарного тростника и кукурузы. Не брезгуют они и падалью.

Хорошо развито обоняние, но зрение и слух слабые, так что к губачу нетрудно подкрасться совсем близко. Неуклюжий облик губача обманчив — этот медведь способен бежать быстрее человека. Часто залезает на деревья, чтобы полакомиться плодами, но от опасности на деревьях не спасается. Как правило, губачи не очень агрессивны, но могут защищаться, если человек подойдёт слишком близко. Тем не менее, за период с апреля 1989 по март 1994 год зарегистрировано 735 нападений губачей на людей, 48 из которых стали смертельными.

На губачей нападают только крупные хищники, вроде тигров и леопардов. С взрослым губачом может справиться только крупный тигр.

Медведь-губач в зоопарке Бондла (Индия) Медведь-губач в Московском зоопарке

Статус популяции и значение для человека

Медведь-губач занесён в международную Красную Книгу со статусом «вид, находящийся под угрозой» (Endangered). Вид также входит в Приложение 1 Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), поэтому эти медведи чрезвычайно редки в зоологических коллекциях. Их общая численность в 1975 году не превышала 10 000 особей.

Губачи истреблялись преимущественно как вредители плантаций сахарного тростника, кукурузы, финиковых пальм и пасек, а также из-за их предполагаемой агрессивности. Их шкура не представляет большой ценности, а мясо считается несъедобным. Желчные пузыри применяется в традиционной азиатской медицине. Другой угрозой численности губачей является разрушение их привычной среды обитания — вырубка лесов и уничтожение термитников.

  1. Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1984. — С. 96. — 10 000 экз.

В Викисловаре есть статья «губач»

Словари и энциклопедии

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 3 февраля 2014 года.

Животный мир Индии. Описания, названия и виды животных Индии

Индия – удивительный по своему биологическому разнообразию мир. Это огромное государство с населением более, чем 400 тысяч человек. По этому показателю можно сделать вывод, что Индия является самой крупной страной, расположенной на Юге Азиатского континента.

Несмотря на стремительное развитие мировой технической отрасли и новым веяньям глобализации, местные жители сумели сохранить древние культурные традиции. Семейные ценности – это базис индийской культуры, но любовь к животным здесь также имеет место быть.

Повышенное внимание к фауне стало поводом для отведения 7 % территории Индии к заповедной зоне. Она круглосуточно охраняется, поэтому пересечь её с целью охоты практически нереально.

Животный мир Индии удивляет своим разнообразием. Здесь водятся крупные звери из семейства кошачьих (бенгальский тигр, азиатский лев), редкие виды оленей (мунтжак, аксис), слоны, медведи, волки, змеи и другие виды.

Некоторые животные Индии, например, гигантская белка, находятся на стадии вымирания, поэтому государство ежегодно принимает спасательные меры, направленные на увеличение их популяции.

Азиатский лев

Его второе название – индийский. Эти животные Индии на фото выглядят величественно, не зря же львы считаются королями всех зверей. Несколько столетий назад, этот хищник обитал на всей азиатской территории. Его можно было наблюдать на гладиаторской арене, сражающимся с людьми и другими крупными зверями. Охота на льва была престижной в то время. Со временем, его численность значительно сократилась.

Здешние «королевские кошки» меньше, чем африканские. Отличаются они и своей скудной гривой. У азиатских львов она мелкая и совершенно не пышная. Самцы льва крупнее самок. Первые вест до 200 кг, а вторые – до 140 кг. Цвет их шерсти – песочный.

Лев – стайный зверь. В каждой их группе, которую зоологи называют «прайдом», четко определяются социальные роли. Перове место отводится вожаку, самому крупному и сильному самцу группы.

Интересно, но, если по мнению вожака, подрастающие львята, пусть и чужие, могут превзойти его, он умертвит их. В каждом прайде между самцами и самками распределены роли. Первые охраняют территорию поселения группы, а вторые – добывают и приносят пищу.

Индийский слон

Слон – животное Индии, которое считается одним из её символов. От своего африканского собрата он отличается большим размером. Индийский слон весит на 4 тонны больше, а его габариты – намного внушительнее.

Это животное древней Индии, которого природа наградила не только огромным размером, но и выдающимся интеллектом. Да, слоны – одни из самых умных живых существ на планете. Его реакция и способность к запоминанию поражают.

В древности, этих зверей использовали, как перевозчиков. На слона можно было загрузить множество тяжелых объектов, которые он легко перенаправлял из оной точки в другую.

Слонов индусы отлавливали в диких местностях и одомашнивали с помощью длительного обучения. Потом выяснилось, что размножаться они могут даже в неволе. Однако, использовать слона, как транспортное средство, можно не ранее, чем через 7 лет после его рождения.

Но, перевозка груза – не единственное назначение этих мудрых и сильных животных. В Древнем мире их использовали, как орудие в войне. Размер слона подавлял волю врага. Животное с легкостью могло раздавить человека и даже его лошадь. Современные индийские слоны не менее выносливы. Их можно охарактеризовать как сильных, дружелюбных и терпеливых животных.

Бенгальский тигр

Невозможно представить Индию без этого гордого и величественного животного. Здешний тигр отличается от других своими острыми и длинными когтями. Благодаря превосходному зрению и слуху, бенгальский тигр легко отслеживает добычу даже ночью. Это один из самых свирепых хищников в мире.

Массивное тело зверя позволяет ему совершать прыжок на расстояние около 10 метров. Большую часть суток он спит (около 15 часов). Весит бенгальский тигр от 250 до 250 кг.

В отличии от своего кошачьего собрата, льва, этот зверь не объединяется с другими особями, создавая стаи. Тигр – одиночное животное. В очень редких случаях они объединяются в небольшие группы по 2-5 особей.

Так как бенгальский тигр – это свирепый хищник, его добычей часто становятся крупные звери, например, слонята, олени, кабаны и даже буйволы. Были зафиксированы случаи охоты тигра на болотного индийского крокодила.

Несмотря на то, что габариты этого зверя достаточно внушительны, на охоте он ведет себя очень осторожно. Бенгальский тигр может часами выслеживать жертву, украдкой наблюдая за ней. Как только он определит оптимальный для нападения момент, ей не скрыться.

Бенгальский тигр Индии

Шакал

Шакал обыкновенный – один из широко распространенных в Индии млекопитающих, которых зоологи относят к семейству псовых. По габаритам, этот зверь напоминают дворнягу, да и по внешнему виду тоже. Длина среднегабаритной особи – 45 см., а вес – 7 кг. У шакалов достаточно пышный хвост. Как и волка, он всегда опущен.

В здешних крах встречаются коричневые, золотистые и серые особи. Интересная особенность шакала – зимой его шерсть становится длиннее, ведь, с холодами, повышается потребность в утеплении.

Индийский шакал

Это очень забавный, по внешнему виду, медведь, любимой пищей которого являются насекомые. Также в его рационе есть фрукты и продукты пчелиного производства. Цвет шерсти губача – черный. Но край его мордочки окрашен в белый цвет.

Свое прозвище он получил благодаря вытянутой передней губе. С её помощью, он легко добывает в пищу некоторых насекомых. Также особенностью этих мишек является пышная шерсть возле шеи. Она длиннее, чем на теле, поэтому, складывается впечатление, что у губача есть грива.

Если в месте его селения отсутствует еда, этот черный медведь может отправиться в места поселения людей. Так он ведёт себя сдержанно и осторожно. Известны случаи нападения губачей на людей в дикой природе. Однако, точно известно, что спровоцировать атаку этого зверя на человека может страх.

Медведь губач

Индийская лисица

Второе название животного – бенгальская лиса. От своего «традиционного» собрата она отличается небольшим размером и очень пушистым хвостиком, который составляет 65 % от всего её тельца.

На здешней территории встречаются красные, золотистые и коричневые особи. Но, независимо от окраса, кончик хвоста индийской лисицы – черный. Длина её тельца составляет всего 30-35 см. Весит такой зверь до 2,5 кг.

Селится животное в предгорной зоне, подальше от людей. Важное требование к местности предполагаемого селения – там должны расти кустарники, чтобы, в случае опасности, под ними можно было спрятаться.

Рацион их питания составляют:

  • Термиты;
  • Фрукты;
  • Насекомые;
  • Мелкие грызуны;
  • Птицы.

Индийская лисица – животное моногамное. Это означает, что они создают пару на всю жизнь. Интересно, что щенят лисы воспитывают вдвоем. То есть процесс выхаживания потомства ложится на плечи не только самки, но и самца.

К сожалению, численность этих зверьков регулярно сокращается. И причина этого не только в участившейся охоте, но также и в бешенстве, которым лисицы заражаются от собак. Браконьеры ценят лисий мех. Но на этого представителя животного мира охотятся, преимущественно, ради спортивного интереса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *